Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Финал конкурса «Чертова дюжина». Рецензии. Окончание

 

Завершает КРИК-обзор конкурсных хоррор-рассказов, финалистов конкурса журнала Darker «Чертова дюжина». Сегодня последняя пятерки финалистов, предыдущие обзоры тут и вот тут. Скоро Darker подведет итоги конкурса, а КЛУБ-КРИК выберет лучший рассказ по версии клуба.

***

PapaОсторожно, папа, там мертвец!

На день рождения отец подарил Женьке кровать – добротную и массивную. Вот только жёсткая она была, и пахла не очень. Даже кошка отказывалась на ней спасть. И неспроста…

Если бы выбирать победителя по названиям, то это был бы мой фаворит – вот так просто, трешево и незатейливо. А что, хорошее название!

Что же до содержания, то тут у нас «страшилка обыкновенная, пионерская». Ну там, про черную руку, или гроб на колесиках. А тут вот – матрас с мертвецом внутри. Надо сказать, что у матрасов большой послужной список в хоррорах. Именно туда затаскивали когти Фредди Крюгера юного Джонни Деппа. В «Восставшем из ада» грузчики, заносившие кровать в дом, косвенно возродили призрака, а в сиквеле из окровавленного матраса восстала из мертвых маньячка Джулия. Так что предмет самый что ни на есть зловещий – не на нем ли вы ворочаетесь, когда не можете уснуть, а в голову лезут самые мрачные мысли? 🙂

Снова у нас тринадцатилетний мальчик, которых в этом финале уж слишком много. Конечно, мальчику подарили матрас. Конечно, матрас нехороший. Вот, собственно, и вся история. Есть интересные детали про отношения мальчика с отцом, но в остальном – очень много штампов, вроде «Дикая паника поднялась с самого дна оледеневшего от ужаса нутра», «крик дикого, невыносимого ужаса»…

Композиционно неестественно выглядит финальная часть. Для «второй половины рассказа» слишком коротко. Для эффектной «коды» слишком длинно. Как рояль из кустов, появляется мать героя и какой-то «дядя Витя», который почему-то «продавец кровати» (а раньше был просто грузчиком). В итоге из всего рассказа запоминается не мертвец, вылезший из проклятого матраса, и не убиенная кошка, а странный папаня-уголовник, который практически с уважением осознает, что его сын – маньяк и псих. Вот такой герой был бы интересен.

SegaСега МегаДрайв

Максим переезжает с родителями в маленький подмосковный Электрокабель, и знакомится в школе с хулиганом Кирюхой. Вопреки опасениям, Кирюха приглашает его к себе домой поиграть в новенькую приставку. От такого предложения просто нельзя отказаться. Хотя, наверно, стоило бы…

И снова история про подростка 12-13 лет, которого третируют одноклассники – кажется, это становится лейтмотивом Чертовой Дюжины. В качестве изюминки рассказа – время действия – середина 90-х. В подворотнях бандиты, а в головах школьниках – вожделенная 16-битная приставка. Конфликт канонический – робкий герой нескладеха против хулигана. А вот развитие конфликта неожиданное – хулиган приглашает героя к себе домой поиграть на приставке. Понятно, что добра от такого приглашения не жди, но герой соглашается.

Хорошо прописано общение с невидимым папой хулигана – дядей Леней (забавно – это уже второй дядя Леня в финале). И как азарт вожделенной игры смешивается со странным поведением хозяина квартиры.

А вот когда начинается «сюр» с зомбированными родителями, то интерес теряется. Уж слишком легко все «Кумадею-старшему» удается – взял, позвал, пошли. Ни тебе конфликта, ни драмы. Да и мальчик реагирует странно – родители вырядились, как на праздник, и куда-то пошли в 2-20 ночи (так в рассказе и сказано: «Было 2-20 ночи», а мальчик «про себя решил, что раз родители куда-то собрались, то, значит, так и надо». Железные нервы у пацана. Когда хулиган «привычно пристраивает» тазы «под тела родителей» (при этом родители сидят – как-то я плохо понимаю, где стоят тазы), становится реально жутко – кажется, что их заставят вечно играть в эту Сегу (а таз – так, для естественных отправлений), но разрешается все слишком просто и банально. Опять же, удивительно заторможенная реакция мальчика на насильственную смерть родителей. Существо, которое должно поражать воображение, не поражает – описание довольно скудно. Особенно удивил трюк с Кирюхой-Анечкой. Во-первых, Анечку можно было бы вообще не вводить – ничего бы особенно не изменилось – мало что ли того, что Кирюха «всосался в тело монстра»? Если мальчик фантомный, как он уже много лет ходит в школу, отметки там получает, на второй год остается? Как-то вся история уж очень шита белыми нитками. И вообще, зачем все эти трюки с подставными детьми, если «Иногда звоню сам, чтобы ко мне пришли. Как папка с мамкой твои… Позвонил, погудел в трубку и все. Пришли». Если все так просто, зачем так извращаться?

И уж совсем странное пари заключает с героем существо. Оно что, правда выпустит мальчика (который остался без родителей)? Ему так скучно без напарников по «Мортал Комбат»? И финал — у мальчика убили родителей, он в пустом доме с монстром-оборотнем, ясное дело ему кранты, и вот его кульминационная реакция: «Максим вздохнул, вытер слезы и взял в руки джойстик. Он решил пережить эту ночь. Во что бы то ни стало».

В общем, странный безэмоциональный мальчик. Странный непобедимый монстр. И мотивация у монстра странная – в приставку поиграть. Странное было время – 90-е…

SkazkaСказка черного бычка

Пробуждение героя оборачивается кошмаром – его сын убит, а жена пытается убить его самого… После смерти все возвращается заново, и герой должен проживать это утро бесконечно долго, пытаясь убить всех, чтобы выжить самому…

И снова дежа вю – на этот раз с прошлогодней ЧД, где в финале был рассказ «Теперь так будет всегда» — тоже про людей, застрявших в «дне сурка», в котором они должны были всех убить, чтобы выжить. Плюс бесчисленные киновариации «на тему» — «Грань будущего», «Исходный код», «Лимб», «Треугольник», «Смерть Яна»… Что интересно в этой версии – герой с самого начала крайне неприятный. Вот что он говорит о своей жене (еще ДО того, как она его в первый раз убивает): «Надо бы с ней помириться, иначе одни минусы. Вот, зачем она встала так рано? Что делала всё это время, пока я спал? Ведь даже кофе не сварила. Злится. До чего же вредная тварь». Автор, мне героя дальше не жалко. Вы ведь не этого добивались?

Язык своеобразный – вот, например, как показаны ощущения человека, которому разрубают голову топором: «Разбили, как арбуз, он лопнул, теперь не собрать, моя склянка рассыпалась».

Дальше – по накатанной дороге жанра. Всё новые варианты «реальности». Всё изощреннее смерти. При этом непонятно, кто же задал правила «Надо убить всех, кого увидишь». Интересно объяснение, почему мать убивает сына первым (мол, он тут дольше всех и стал совсем монстром). Но, право же, было бы интереснее показать это, а не бегло рассказать.

Сюжету про «день сурка» трудно придумать оригинальную концовку. Автор и не стал – зато оставил читателя с жуткой мыслью – а что если регулярно появляющиеся в выпусках новостей маньяки, вырезающие свои семьи – такие же «сурки»? Вот за эту тревожную нотку автора можно похвалить.

UlybkaУлыбка

Герой обладает странной особенностью – он всегда улыбается и ни на кого не держит зла. И понятно почему – стоит ему кому-то пожелать зла, как оно случается. Такой талант оказался востребованным в криминальном мире…

И снова – история жизни героя (детство, юность, первая семья, вторая семья…) в формате небольшого рассказа. Правда, в этом случае растягивать до романа вроде нечего – герои с такой «способностью» встречаются в хорроре часто (включая пошлые анекдоты про реализацию посыла «пошел ты в ж…»)

Снова хулиган Кирюха (да что же это в финале – сплошное дежа вю!) И довольно скучно разыгранная история – вот первая смерть. Вот вторая (герой «ни о чём ещё не догадывался»). Догадывается аж в 17 лет. Герой излагает от первого лица, но уж очень отстраненно, мешая банальности с канцеляризмами («захлестнувший меня ужас мешал думать, мешал даже сообразить, что всякая гипотеза нуждается в проверке на опыте»)

«- Мы могли бы летом съездить на море, — сказала Даша. — В Египет, например, или в Турцию» — ага, сейчас… (простите, не удержался…) И этой «мотивации» герою хватает, чтобы «Уговорить себя, что киллер — обычная профессия»? И до того не очень симпатичный герой окончательно становится отталкивающим.

Рассказ все дальше отходит от мистики к «криминальному чтиву», с диалогами в стиле индийского кино: «- Стой, где стоишь, Улыбка. Я — Тимур Паташури. Будем говорить, как мужчина с мужчиной. Реваза Паташури помнишь? Это мой отец. Расскажешь, как его убивал!»

Изредка в тексте проскальзывает черный юмор – и это самые удачные моменты рассказа («Пропади ты пропадом!.. Я больше никогда не видел её и не знаю, что с нею сталось), потому что рассказ изо всех сил пытается казаться серьезным, мрачным, деловитым.

Эпизод с девушкой Варей и ее дочерью эмоционально хорош, но диалоги, как практически во всем тексте, на уровне пародии: «- Я не проститутка, но у меня грошовая зарплата, а нам с Оленькой отчаянно нужны деньги».

«Я сидел в глубоком кожаном кресле, наручниками прикованный к подлокотникам» — пытаюсь представить себе, куда в глубоком кожаном кресле можно пристегнуть наручники…

И финал – опять же, как в анекдоте. Но читать анекдот, сначала растянутый на длину человеческой жизни, а потом ужатый в короткий рассказ – совсем не смешно. И уж точно не пугает.

CherviЧерви

Любитель редких книг Миша узнает о таинственном Эрлихе, у которого есть совершенно уникальные экземпляры. Книги Эрлиха настолько редкие, что, кажется, они и вовсе не были написаны. И от них срочно надо избавляться…

Автор, признаЮсь, со мной вы попали в точку. Написать хоррор про футуристов, Серебряный век, Хлебникова и Маяковского – это как раз для меня! А главное – никаких тринадцатилетних подростков, дней сурка и бандюганов!

Написан рассказ интересно – вроде бы сухо, отрывисто, но одновременно сочно – как в стихах Хармса. Отличные детали, краткие, но живые диалоги: «Вы толстый. Это замечательно». По сюжету напомнило «Девятые врата» Полански и одновременно повесть Кинга «UR» — про ненаписанные книги знаменитых писателей. Ну и главный принцип буккроссинга – передай книгу другому – простая, но всегда работающая городская легенда, идет ли речь про проклятую книгу или видеокассету.

Финал странный, спутанный, словно в бреду. После рассказа остается хорошее послевкусие, как после мрачных рассказов Александра Грина.

Спасибо, автор!

***

Первая часть обзора

Вторая часть обзора

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

81 − = 80