КРИК-НОВОСТИ

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Большая белая смерть — рецензия на фильм «Челюсти» (Jaws, 1975 г.), автор — VitoKorleone

 

Челюсти - кадр 1Автор рецензии — VitoKorleone

В прибрежных водах крохотного массачусетского городка, расположенного на острове Эмити, объявилась большая белая акула чьей жертвой уже стали несколько человек, но местные власти, руководствуясь коммерческими интересами, пытаются замять сей факт, дабы избежать оттока вновь прибывших туристов и любителей пляжного отдыха, заполонивших городские улицы в преддверии начала летнего сезона. Новоиспечённый шериф Броуди, прекрасно осознавая потенциальную угрозу, которой подвергает себя любой находящийся в воде, пытается изменить ситуацию…

Челюсти - кадр 2Современную индустрию кино можно смело разделить на две вехи: до 75-го года и после. Именно «Челюсти», экранизация одноимённого произведения Питера Бенчли, вышедшая летом 1975 года, всколыхнула сознание многомиллионной зрительской аудитории и навсегда изменила представления современных голливудских продюсеров о сегодняшнем блокбастеростроении. До выхода в прокат теперь уже легендарного фильма Стивена Спилберга летний сезон для кинобизнеса считался периодом коммерческого затишья, временем полной зрительской апатии и, соответственно, не приносящим желаемой прибыли студиям и прокатчикам. Но адаптированный на экран роман Питера Бенчли (который своим произведением увековечил страшные события полувековой давности о нападениях морской хищницы на побережье Нью-Джерси), буквально сломал эту закономерность, многократно окупившись в прокате и тем самым оставив заметный след в истории развития голливудского кинематографа. «Челюсти», принёсшие неслыханную прибыль своим создателям и прославившие Стивена Спилберга положили начало тенденции выхода в прокат дорогостоящих и крупно-бюджетных картин именно в летний период. И эта практика прочно и непоколебимо действует до сих пор. А проще говоря: «Челюсти» — это самый что ни на есть первый блокбастер. Однако ценность этой картины продиктована не одним только влиянием на ход и дальнейшее развитие индустрии «Фабрики грёз», но и своей художественной состоятельностью: фильм Спилберга навсегда взбудоражил сознание и посеял животный страх в зрительских сердцах перед самыми известными обитателями морских глубин — акулами.

Челюсти - кадр 3Краеугольный камень основного замысла работы Спилберга — это человеческий страх перед неизвестностью. Так устроена наша психология, наш внутренний мир, где главный враг — опять же наше воображение, которое способно нарисовать картину в сотни раз живописнее и, соответственно, ужаснее, нежели сама действительность. Гораздо легче принять нелицеприятный факт, чем смириться с неизвестностью. Не так страшен монстр, как богатое воображение, которое может его нарисовать, будучи подстёгнутым пеленой загадочности. А уж чему как ни морской поверхности лучше удаётся символизировать собой саму тайну, скрытую за зеркальной и обманчиво безмятежной поверхностью воды. Спилберг сделал ставку именно на этом и, как выяснилось позже, не прогадал. А ведь изначально это была вынужденная мера: специально сконструированный для ленты механический дублёр настоящей белой акулы по прозвищу «Брюс», до отказа напичканный электроникой, просто отказывался работать стабильно и стал настоящей головной болью для всей съёмочной команды, наряду с другими проблемами. Засим Спилберг закономерно рассудил для себя, что экранное время кровожадной героини стоит сократить всего лишь до нескольких наиболее важных эпизодов, в уме руководствуясь принципом самого Альфреда Хичкока — чем дольше мы не видим антагониста, тем больше накручивается напряжение от предвкушения встречи с ним. Поэтому саму виновницу всех бед мы наблюдаем во всей красе только в последней трети повествования. И как оказалось позже, авторы, похоже сами того не подозревая, от этого только выиграли.

Челюсти - кадр 4Отчасти здесь можно провести параллели и с дебютной работой Спилберга — «Дуэлью». В обеих картинах присутствует мотив навязчивого преследования главных героев антагонистом, в первом случае это грузовик, во втором — морской хищник. Причём это преподнесено в контексте не просто убийственного и необъяснимого животного натиска, а как будто неумолимого рока, словно расплаты за содеянное ранее человеком зло. Но если в «Дуэли» подобная идея является главенствующей, как вся основа рассказанной истории, то в «Челюстях» преследование это всего лишь элемент истории. К тому же герои из охотников превращаются в жертв не сразу, сменив роль только лишь в самом финале безуспешного «морского сафари». Невероятно мощно по степени вовлечённости выглядит сцена рассказа Квинта об участи крейсера «Индианаполис». Авторы намеренно в этом эпизоде почти не используют какое-либо музыкальное сопровождение, для более эффектного и в ту же очередь трезвого воздействия на восприятие и психику зрителя. Тем более учитывая что всё рассказанное героем Шоу — реальный свершившийся факт. Но темнее не менее, музыка, написанная Джоном Уильмсом (впоследствии ставшим практически бессменным композитором в работах Спилберга), внесла чуть ли не самый весомый вклад в создание атмосферы страха, таинственности и напряжённого ожидания в повествовании картины, а заглавная тема фильма стала канонической и всеми узнаваемой, при этом абсолютно заслуженно удостоенной Оскара, Золотого Глобуса, Грэмми и премии Бафта. Музыка Уильямса словно предостерегает о приближении опасности и заставляет зрителей в нервном напряжении и с замиранием сердца сжимать подлокотники кресел.

Челюсти - кадр 5Сам же Спилберг не только смог с успехом продемонстрировать свои сильные стороны в технической подкованности, терпеливо работая с капризным и дорогостоящим макетом акулы (который, к слову, до сих пор выглядит достойно на экране и даже более выигрышно в сравнении с другими современными компьютерными собратьями), но и не побоялся нарушить одно из священнейших табу американского кинематографа — показать убийство ребёнка и вместе с тем пошёл оригинальным путём, корректируя голливудский стереотип супермена, предпочтя сделать главного героя совсем не героическим. В актив успешности полученного результата стоит так же обязательно вписать и центральный триумвират персонажей, чьи характеры блестяще прописали и раскрыли сценаристы, а сами актеры прекрасно воплотили в жизнь — матёрый харизматик и настоящий морской волк Квинт (Шоу), задиристый интеллектуал и романтик от морской стихии Хупер (Дрейфусс) и шериф-тихоня Броуди (Шайдер), бросивший вызов ненавистному морю — все трое феерят по полной, удачно дополняя друг друга, по-настоящему запоминаются зрителю и никто не выпадает из обоймы, попутно выплёвывая как из пулемёта фразочки-остроты, ставшие впоследствии крылатыми. Ярчайшая и убедительная игра, без купюр. И всё же, наряду с теми фактами, что кино это получилось новаторским и классическим для своего жанра и времени, важно понимать что это не просто очередной фильм ужасов, призванный только лишь развлечь зрителя, но и настоящая притча с чётко обозначенной моралью: все мы всего лишь гости в Океане и, нарушая его границы, нарушаем и изначально заложенный природой баланс, бесцеремонно внося диссонанс в гармонию суши и моря. А подобное никогда не остаётся безнаказанным.

Страница фильма «Челюсти» в КЛУБ — КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

+ 85 = 87