Провинциал Коля, у которого в этой самой провинции появились проблемы финансового характера в виде крупных долгов с одной стороны, и невозможности их заплатить с другой, был вынужден срочно покинуть родной дом, в котором к тому же нужно было починить крышу. Денег ни на то, ни на другое, как и работы у него не было, да тут дядя Вася из Москвы очень вовремя предложил ему работу и приличную зарплату в столице, куда Николай и прибыл. Работа оказалась у черта на куличках, на дальних московских окраинах. Сторожем на старом кладбище. Откуда пять сторожей уже сбежало за последние две недели, даже вещи свои побросав. Что их так сильно напугало? Вот это Коля и решил выяснить.
Уже по названию рецензии можно понять, какие параллели вызывает в памяти история об обычном кладбищенском стороже на не совсем обычном кладбище. Только не в далекой Италии, а в наших современных реалиях, которые узнаваемы до мелочей. Нет, сюжет тут другой, да и до уровня культового фильма Микеле Соави «Парень с нашего кладбища» не дотягивает, но общая атмосфера в чем-то созвучна. И лирическими нотами, и добрым юмором, и едкой сатирой, и густым мистическим флером. Кроме них тут даже детективная и криминальная составляющая имеется. Ведь кладбище оказалось очень даже оживленным местом. Днем его надо охранять от любителей сдать чего-нибудь в металлолом, собрать цветочки с могил, да и продать их тут же, на ближайшей остановке. От местных алкоголиков, которые приходят опохмелиться стаканчиком-другим с могилок, что родственники оставляют. Чтобы те же родственники памятники незаконные не устанавливали. Нет, чтоб через директора кладбища, дядю Васю заказ оформить. Дорого, но качественно. Так они подешевле норовят у конкурентов заказать, да и установить потихоньку, пока очередной сторож в очередных бегах.
Ночью на кладбище тоже жизнь кипит и движуха не прекращается. Девушка-красавица с работы домой и обратно через кладбище ходит, угол срезать. Мальчишка лазит, ритуалы устраивает, видишь ли, Пиковую даму он все вызывает. А она все не приходит. Собаки приблудные поесть просят, так они хоть охранять потом помогают. Кроме одной, страной и белой, словно седой. С горящими зеленью глазами. Милиция днем и ночью приезжает, маньяка ищет, который по всем раскладам на кладбище хоронится. И какая — то темная фигура в черном плаще с капюшоном меж крестов, склепов и деревьев в черноте ночи скользит. Может и маньяк. А может и привидение. Ладно бы одно. Но их становится все больше. И по ночам они окружают сторожку, подходя к ней все ближе.
Я очень настороженно отношусь к современному российскому кино вообще и к хоррорам в частности, но этот фильм меня действительно порадовал. Прежде всего прекрасной актерской игрой Александра Паля в роли Коли. Характер своего персонажа он раскрыл полностью. Молодой парень, сын военного, погибшего при исполнении, он и сам имеет неплохую военную выправку и подготовку, понятно, что в горячих точках бывал. Хороший стратег, быстро принимает решения в любой ситуации, умело применяет подручные материалы в столкновении с противником. Ну и конечно же он добрый, честный, порядочный, бесстрашный. В его сборах на работу легко заметить оммажи к Сталлоне и Шварценеггеру. Форма на нем сидит очень ладно, да и сам он на ландшафте не теряется. Коля вполне годится, чтобы занять давно пустующую после Данилы Багрова нишу героя нашего нелегкого и беспокойного времени. Да и когда оно спокойным то было последние несколько веков? Остальные актерские работы тоже очень яркие, запоминающиеся, характерные, хорошо прописанные мастерством действительно радуют. Независимо от количества экранного времени. Даже небольшие, проходные персонажи, как торговка цветами, например, со своим сынком-дебилом и отморозком. Или не менее колоритные крутые «братки».
Радует фильм и умелой режиссурой, и операторским мастерством, и грамотным монтажом, и хорошим сценарием, в котором много юмора, соседствующего со светлой лирической и пронзительной грустью. Тут нападения на кладбище местной гопоты и драки перемежаются сатирой на современный быт и реалии, а также на некоторые программы ТВ, свихнувшиеся на мистике, эзотерике и прочей чертовщине. Интрига выстроена и выверена очень верно и точно, густо приправлена мистикой и даже местами хоррором. А понять кто есть кто и почему на этом кладбище все происходит именно так удается только в самом финале. Нет, определенные догадки есть, и даже верные попадаются. Но увидеть идею во всей полноте получается как раз в финале. И залихватский танец среди могил в этом самом финале – как вишенка на торте! Сочная и вкусная. И пусть по вкусу она напоминает чем-то «Миллионера из трущоб», а чем- то даже и «Триллер» Майкла Джексона, своим неповторимым и устойчивым вкусом она тоже обладает в полной мере.
Рискните, попробуйте это на вкус.
P.S. Посвящается моему другу Саше Nightmare163 в качестве подарка на его день рождения.
Спасибо за рецензию! Этот фильм как-то стремительно прошел в прокате, и было интересно, что же это было в смысле жанра.
В смысле жанра это мистически — лирическая комедия. Хот и черная, но светлая и добрая. И к жанру хоррора тоже отношение имеет вполне определённое.
Да, Ира, спасибо за отзыв, фильм заинтересовал, а без этого текста он вообще бы прошел мимо меня )
Посмотри его, он правда того стоит, и мне будет интересно твоё мнение, Леша. 🙂
Ого, вот это авансы ты юноше выписала:). Теперь бы парню поднатужиться и реализовать:). Ириночка! Спасибо тебе большое за такой восхитительный сюрприз:). Горжусь тем, что ты считаешь меня своим другом:).
Взаимно 🙂
Конечно, далеко не «О смерти, о любви» во всех смыслах, но смотрится приятно, особенно на фоне жутких современных российских «комедий» 🙂 Весёлый, добрый, сатирический и интересный фильм получился. Ира, большое спасибо за рекомендацию 🙂
Ну вот, а ты упирался с опасениями. :))
Страшно было смотреть современную комедию 🙂