Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Связь с природой — отзыв на эротическую комедию «Зверь» (La bête, 1975 г.)

 

Зверь 01Голые ягодицы маркизы, убегающей от похотливого чудовища, четко выделяются на фоне зелени деревьев французского сада. Дети цветов уронили последние лепестки одежды на сырую землю приличий, с всенародным успехом отшагала свое сексуальная революция, а кинематограф 70-х представил на суд зрителей россыпь провокационных картин, схожих в культивировании обнаженного тела и распутных связей, но различных в идеологическом подтексте. Это время манящего разврата «Истории О», шокирующей страсти «Ночного портье», апогея вакханалии «Калигулы» и женской скуки «Эммануэль». Сношались ласково, совокуплялись яростно, трахались безудержно, но редко выходили за пределы канонических девиаций. Однако экстравагантному французскому постановщику польского происхождения было тесно в расширившихся этических рамках и в его совсем не щепетильных руках невинная сказка о красавице и чудовище обратилась букетом из оазиса содомии. По меркам Валериана Боровчика «Зверь» не был пиковой картиной в русле эпического извращения, но европейскому сообществу вполне хватило бы и начальных кадров, чтобы оценить масштаб развалившегося муравейника в режиссерской голове.

Зверь 02Пресловутая связь с природой не прерывалась и во французском особняке, утопающем в изысканной зелени: молодая невеста с не слишком стыдливым румянцем может сфотографировать пасторальную картинку — двух спаривающихся лошадей. Когда-то в имении бурлила жизнь знатного рода, но теперь от былого великолепия остались лишь стареющий маркиз да его неотесанный сынок. Жить почтенным господам да чахнуть в неумолимо надвигающейся нищете, как судьбой дарован шанс на сказочный разворот — всего только и нужно выгодно женить дубового наследника на очаровательной американке. Приготовления к венчанию проносятся со скоростью порывистого ветра, и вот уже все участники грядущего торжества собраны под помпезными сводами, только кардинала не хватает для закрепления уз. Светлейший муж Ватикана уже в пути, но еще до его прибытия непонятная аура окутывает собравшихся — нехорошую тайну хранят апартаменты, развратную и богу неугодную. Скотоложством согрешила маркиза, и нет ее потомкам отныне покоя, а венчание все никак не состоится.

Зверь 05Хитра природа, ловко пробуждает она азартный интерес. Пан Боровчик на совокупляющихся лошадках лишь разминается, а вкусненькое выдает порционно. Беззастенчивой эротикой смешанной с иронией наполнен «Зверь». Церемониал затянулся, а уж если мсье Вольтер не скупился на создание нескромного альбома, то его читателям и сама природа нашептывает запретные тайны. К центральной теме своей ленты Боровчик подходит словно нехотя, таким чинным и по всем канонам ладным выходит долгожданное венчание, и не приметны поначалу гротескные лица, что больше похожи на маски молчаливых слуг не бога, но демона разврата. Вместе с тем, мимика — наиболее яркая деталь на комедийном полотне фильма. Серьезные, нелепые, смешные, пугливые гримасы точно родом с театра абсурда и выглядят неуместными в массивных сводах.

Зверь 04Шуршит листва, хрустят поломанные ветки, Валериан Боровчик оставляет игру в пантомиму до лучших и не развратных времен, и почти убеждает в толковании зоофилии как барской прихоти. Дребезжащие партитуры ступенчатым рядом разносятся по пасторальным пейзажам, а «Зверь» выдает довольный рев. Увлекаться эффектами едва ли входило в планы французского поляка, но вышло у него именно так, слишком много ресурсов отдано на воссоздание сказочного этюда вроде «Аленького цветочка» или «Красавицы и чудовища». Мифическое чудо-юдо — не средоточие женских страхов, а гипертрофированный образ лесного животного в аллегоричном переложении. Такой выбор изумляет, но в последовательности Боровчику не откажешь — бессмысленной болтовне он предпочитает язык клавесинной музыки и человеческого порока. Людям свойственно нарекать обидными эпитетами тех, кто недостаточно хорош или хоть в чем-то нестандартен, но в случае с переосмысленным аксаковским чудищем распознается едкая режиссерская насмешка над просвещенным разумом. Литература, искусство, образование — это все лишнее по версии Боровчика, если связь с природой по-настоящему крепка. Потому таким язвительным предстает режиссерский взгляд на чинное общество и потому всем спасениям от ненужного брака героям предлагаются непристойные шалости.

Зверь 06Эпатажный автор «Зверя» не перестает восхищаться природой. Маленькая роза, этот аленький цветочек в тонкой руке несостоявшейся невесты превращается не только в ловкий инструмент для мастурбации, но и в росток земли, которая всесильна и не устает носить на себе содомитов да развратников. Заигравшемуся слабостями и страстями Боровчику не мила роль верховного судьи, и не случайно кардинал Ватикана отсутствует в кадре. Очевидно, иногда богу стоит взять передышку и оставить любимых им людей наедине с их же пороками. Комедия переходит в трагедию, эротика сменяется забористым порно, а грезы материализуются. Легок и яростен, свободен и беспощаден «Зверь», да и не может быть иначе, ведь животные подвластны инстинктам. С теми же похотью и снисходительным интересом, с которым невеста фотографирует совокупляющихся лошадей, Валериан Боровчик свысока следит за своими персонажами. Ведь люди не так далеко ушли от животных. Природа и здесь торжествует.

Страница фильма «Зверь» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

10 комментариев Связь с природой — отзыв на эротическую комедию «Зверь» (La bête, 1975 г.)

  • Красиво написано :)))

  • Nightmare163 Nightmare163

    Спасибо). Фильм тоже красив. По-своему).

  • MidnightMan

    Не любитель я многого кино с эротическими заморочками во главе угла (привет творчеству старины Франко, кстати 🙂 ), потому что редко какой фильм совпадает со мной по этой части, а вот написано о нём и вправду красиво.

    • Nightmare163 Nightmare163

      Артура бы сюда). Он бы возмутился сравнению с Франко, ха-ха! Таки Боровчик статуснее, Ром). А кино и впрямь специфичнее некуда, вот буквально в эти минуты я этим текстом народ на ЧРКП-2015 эпатирую. Ирина дала добро на появление этой зарисовки здесь, так что строго не судите). За комментарий спасибо).

  • Роберт Виллэн

    Валериан Боровчик интересный автор, а такого фильма, как «Зверь», больше нет.

  • Отличный текст на фильм, который далеко не все смогут смотреть, не говоря о последующем рецензировании 🙂 В свое время мне непросто дался отзыв на него для журнала «Даркер»; пара дней после просмотра мне потребовалась, чтобы все увиденное уложилось в голове и смогло начать генерировать какие-то мысли 🙂

    • Nightmare163 Nightmare163

      Благодарю, Алексей. Ну я управился скорее, по горячим следам можно сказать. Понравился мне Боровчик, не взирая на все свои нюансы и закидоны. Непременно гляну у нее еще что-нибудь интересное.

  • Роберт Виллэн

    Вот только я не согласен в определении жанра. Это скорее фантасмагория, безусловно, имеющая связь с хоррором, которую лучше поймёт тот, кто знаком и с другими работами этого неординарного режиссера. Жалко, что Боровчик не всегда занимался искусством, а иногда и халтурил, зарабатывая на неистребимой тяге человека к эротике.

    • Согласен с Робертом по поводу фантасмагории, при том с оттенками хоррора, но только и исключительно с оттенками, а также сие можно охарактеризовать, как готическая комедия. Я в свое время, смотря этот и некоторые другие ленты Боровчика по телевидению, уже было хотел наречь его вторым Кеном Расселом, но нет — до Рассела далеко, для меня Боровчик — нечто среднее между Жераром Кикоином и Джо Д’Амато(и тот, и тот, и этот специализировались в свое время преимущественно на ниве эротики и мягкого порно, а порой и не мягкого). Можно еще господина Роллена вспомнить. Очень сложно переходить с фильмов для взрослых на что-то экстраординарное, из ряда вон выходящие, для такого дела нужно обладать незаурядным талантом. Он у Боровчика и был, и не был. Можете понимать, как хотите. Одно дело быть Питером Джексоном или Сэмом Рэйми, одинаково снимать как классику жанра, так и блокбастеры для всех возрастов. А другое — быть Боровчиком, Франко и Ролленом, занимаясь эротическими поделками и при этом ища себя в авторском и авангардном кинематографе, так сказать переходить на новый уровень. Халтуры у этих парней было много, ой как много!

    • Nightmare163 Nightmare163

      Ну там все в куче, если уж совсем честно. Я выделил наиболее важное, на свой взгляд. Фантасмагория конечно тоже есть, но она нивелируется образностью. Все-таки там больше грезы, чем реальность.

Добавить комментарий

  

  

79 − 78 =