Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на детективный триллер «Десять негритят» (Ein Unbekannter rechnet ab / Ten Little Indians, 1974 г.)

 

1Далеко не идеальный и даже в чём-то неприятно удивляющий, но вполне занятный фильм. Принадлежит он к так называемой «хэппи-эндовой» экранизации образцового книжного детектива за авторством Агаты Кристи, ведь поставлен он явно с оглядкой на театральную пьесу, в которую вносила ряд кульминационных изменений сама писательница, дабы миновать оригинальный неутешительный итог произведения, запечатлённый на страницах. Попытка переноса на экран подобного уже была ранее в картине «И не осталось никого» («And Then There Were None») француза Рене Клера, что был гораздо более удачен, нежели его нынешний британский коллега Питер Коллинсон.

2Вначале желалось бы упомянуть нейтральную деталь работы. Выбирая антураж, автор решил внедрить классический английский детектив с суровым островом в живописный фон расписного дворца, словно из восточных сказок, посреди бескрайней пустыни, усеянной каменными останками цивилизации древнего местного народа. Осовременив кое-что, выписав вертолёт вместо лодки, режиссёр усилил в сюжете ореол величественной архаики, будто гости оказались где-то вне времени, а приговор им назначен самой судьбой, что не ведёт счёт прожитым летам, терпеливо воздавая простому багдадскому бедняку и султану, также как киноактрисе с частным сыщиком. Сложно упрекать или хвалить такое решение, ведь оно вносит только особые краски с колоритом, используя всё то же знакомое ощущение отчуждённости от всех и вся без права надежды на помощь извне. Холодное море или смертельная пустыня одинаково безапелляционно замыкают ловушку для «десяти негритят».

3А вот, если рассматривать ленту далее, то возникают спорные моменты, вызывающие зрительский восторг с последующим недоумением. Дело в том, что выбранные для съёмки артисты состоят из целого ряда заманчивых лиц, которых можно смело называть талантливыми или хотя бы узнаваемыми. Но, поразительно, россыпь звёзд у автора просто утекает сквозь пальцы, когда дело сводится к их непосредственному применению на экране. Изначально сами акценты фабулы неверно расставлены.

4Во-первых, атмосфера угнетающего триллера с чередой хладнокровных деяний неумолимой Смерти – слаба. Персонажи слишком поверхностны в донесении тонкого обострённого до предела чувства страха. Особенно портит впечатление герой Оливера Рида, полный какого-то беззаботного ребячества, что будет гармоничным его вечно пьяно-безрассудному Атосу в экранизации Дюма, снятой в этом же году. Он в детскую припрыжку носится взад-вперёд, постоянно размахивает пистолетом, морды бьёт, треплет всех за щеку, по попе хлопает, развивая праздно-авантюрную романтическую линию с одной из «негритят». Видимо, актёр перепутал роли по тональности характеров с рубахой-парнем при шпаге и жертвой в мышеловке, а может режиссёр не направил лицедея в нужное русло, дабы настоятельно запретить ему играть… самого себя? Иные вовсе аморфны. Ладно, Шарль Азнавур – гениальный композитор и тут он нужен лишь, чтобы песенку спеть, от женщин требовалась эстетическая красота, но, например, колоритные Херберт Лом и Герт Фрёбе остались настолько серыми в актёрском смысле, что характер так и не прочитался ни у кого, и даже можно их спутать! Доктор-пьяница? Сыщик-подлец? Полусонный персонаж в кресле с отсутствующим видом, помноженный надвое! Различаешь с большим трудом. А дворецкий? Кто он вообще? Как он выглядел? Что он говорил? «Картонный» безликий глупец, которому впору присуждать Премию Дарвина за самую нелепую смерть от обезвоживания в пустыне в течение всего лишь одного (!) утра. И вспомнить, так для сравнения, Ричарда Хейдна из упомянутой вначале текста экранизации 45-го года. Его дворецкий просто блистал, невзирая на эпизодическое участие! А судья-то… Тот самый ключевой судья, сыгранный Ричардом Аттенборо, будто и не им сыгранный. Где серый кардинал, где коварный манипулятор? Увы, вся соль (если Вы не знакомы с развязкой) обрушится, как гром среди ясного неба, но не от неожиданности, а от удивления, что талантливому актёру удалось талантливо изобразить только сцену отравления. В общем, характеров не хватило. Лицедейской выпуклости, значимости, достоверности, яркости недоставало.

5Во-вторых, интеллектуального напряжения лихо закрученного детектива не получилось. Материал роскошный, но многие важные сцены (в бильярдной с выключенным светом, при починке генератора, беседа двух последних выживших «негритят»…) снова оказались слабы. Изображены они поверхностно, а ведь их надо смаковать всей съёмочной группой: от актёров с оголённым нервом умственной игры в «кошки-мышки» с царящим недоверием ни единому слову оппонента, ожидая кинжал в спину; до оператора с осветителем, мечтающих уловить-огранить лицедейскую феерию. Увы, снято всё бегло без томительной выдержки, издалека, диалоги суматошны… Всё-таки детектив Агаты Кристи надо ставить несколько по-другому, играя на мимике, интонациях, словах, жестах, неоднозначном молчании, позах, полуулыбках, неторопливо да при ярко выраженных характерах персонажей, которые, к сожалению, слишком плоские.

6И вновь авторы традиционно постарались до курьёзного исказить оригинальный материал в угоду сомнительной политкорректности, ведь ну никак не может центровой персонаж быть другом человека, который повинен в смерти нескольких жителей африканского племени, поэтому надо обязательно заменить подобную «жутчайшую жуть» на банальные фатальные шуры-муры, высосанные из пальца. Чувствую, что если б режиссёр ставил этот фильм сейчас, то пришлось бы быть ещё более опасливо толерантным, сделав этого персонажа иного пола, темнокожей, с какой-нибудь этакой сексуальной ориентацией, ведь явно – по мнению Запада – плутовка была англичанка Кристи (Аллан По, Марк Твен и многие другие), чью классику вечно до анекдотичного норовят «поправить», ища то, чего там отродясь не было. Ну да ладно, особо это на итоговое впечатление от фильма не влияет. Он получился не самой удачной экранизацией, но, поверьте, есть гораздо хуже. К тому же на приглашённых актёров, чисто по-зрительски, приятно посмотреть, качественный книжный детектив всегда любопытен в очередном переложении на плёнку, а если Вы не знаете ответ на представленный ребус или не знакомы с ранней версией сороковых, то будете заинтригованы развязкой вдвойне.

P.S. Спасибо Ире (irina15) за рекомендацию посмотреть эту занятную экранизацию.

Сюжет:
7Группа людей прилетела на вертолёте во дворец посреди пустыни, которых встретила пара работников. Все они приглашены по разным причинам неким загадочным хозяином. После ужина гости выслушивают запись, зачитывающую приговор каждому за свершённое преступление, что избежало правосудия. Вскоре начинается череда убийств, как в песенке о десяти маленьких индейцах…

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Десять негритят» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

9 комментариев Отзыв на детективный триллер «Десять негритят» (Ein Unbekannter rechnet ab / Ten Little Indians, 1974 г.)

  • Linnan Linnan

    Отличный отзыв — можно этот фильм теперь благополучно не ставить в список просмотра)
    Для комплекта нашу версию отрецензишь?

    • MidnightMan

      Ну, разок глянуть-то можно это кино, если не сравнивать, например, с нашей экранизацией, которая самая лучшая 🙂 О ней думаю написать уже после ещё одной заграничной версии.

      • Linnan Linnan

        Если эту и посмотрю, то только ради Азнавура) Забавно — и в нашей версии играл вечный Зельдин, и Шарль тоже кажется бессмертным — сколько десятилетий уже на сцене и всё не собираются уходить

        • MidnightMan

          Таким талантливым людям можно пожелать ещё столько же прожитых лет, сколько у них сейчас есть на счету 🙂
          А Азнавура мало на экране, он ведь играет самую первую жертву. Его здесь только на песенку хватает и монолог.

  • Я вот пока только советскую экранизацию Говорухина и видел, и в свое время отечественный фильм стал для меня настоящим открытием, что «и у нас могут так снимать!» А про другие киноверсии даже и не слышал… до недавнего времени их появления у нас в Клубе 🙂

  • Роберт Виллэн

    Написано очень интересно, но я тоже только советскую пока видел.

    • MidnightMan

      Рад, что познакомил так много людей с доселе неизвестными экранизациями 🙂

      • C моей подачи :)) Я думала, у меня одной такое ощущение было, как будто я смотрю китайский фильм, где все актеры так похожи, что трудно отличить одного от другого. Я реально путалась кто тут есть кто, настолько безлики и бесцветны были актеры. И ведь действительно, столько звезд, а режиссуры нет, игры нет Интрига и та хромает из-за ляпов. Я уж не говорю о роскошном дворце посреди пустыни, где все блестит чистотой, хотя там никто не жил, и электричество, вода, все удобства, как в отеле. Очень хороший отзыв получился. 🙂

        • MidnightMan

          Да, я без твоих рекомендаций столько бы упустил интересных фильмов! 🙂
          Я бы ещё к ляпам прибавил убийцу, который по сюжету страдает тяжёлой болезнью и вид у него такой, что еле ходит, но некоторые сцены нападений показаны, будто он ниндзя какой-то, успевающий быстро перемещаться в тени или метко метать специальные канаты, ломающие шеи – способ убийства прислуги.

Добавить комментарий

  

  

20 − = 19