Немногие никогда не видели эти кадры. Птица, превращающаяся в чудовище и вырывающая своими когтями кусок кровоточащей земной плоти. Бесформенный монстр, ищущий себе поживу на земле. Существа в противогазах, отдалённо напоминающие людей. Британский флаг, обращающийся в истекающий кровью крест. И много-много крестов, летящих по небу. Это фильм про постапокалипсис? Нет, анимационные кадры говорят о том, что это не кино — но разве станут дети смотреть столь страшный мультфильм? Или это совсем не мультфильм? Что же это такое, от чего становится не по себе, а музыка и безрадостные слова лишь добавляют ощущение безысходности и того, что когда-нибудь может наступить то время, когда вся земля превратится в царство призраков и кладбищ?
Это фрагмент фильма «Стена». Основанный на двойном альбоме легендарных Pink Floyd, он только повторяет то, что поётся в самих песнях. Весь фильм — это словно один большой видеоклип, рассказывающий историю человека, который отличался от всех, был притесняем учителями и излишней опекой матери, отгораживался от всего мира своеобразной стеной и в конце концов довёл себя до безумия. Но речь пойдёт не о всём фильме, а только о его части. Прощай, голубое небо, прощай навсегда, мы не ведали, что творили. Мы придумали войны, которые нас когда-нибудь погубят. Мы придумали отравляющие вещества и противогазы навеки приросли к нашим лицам. Мы приспособили самолёты для того, чтобы губить ещё больше себе подобных. Мы совершенно не ценили то, что имеем и вот мы потеряли всё. Только кровь и смерть окружают нас теперь, борьба за выживание — а нужна ли она, если завтрашний день будет ещё страшнее сегодняшнего?
Всего две минуты. Две минуты, но их вполне хватает, чтобы понять весь смысл, вложенный в визуальный ряд неспешно сменяющих друг друга нарисованных кадров. Эти две минуты рассказывают и показывают куда больше, чем два часа какого-нибудь постапокалиптического фильма. Они врезаются в память похлеще всех накрученных спецэффектов, заставляя понять, как же хрупка и недолговечна наша цивилизация, достижениями которой мы гордимся. Сколько ещё выдержит человечество, ежедневно проливающее кровь друг друга, прежде чем кто-то нажмёт роковую кнопку — и Земля погрузится в вечную тьму ядерной зимы. Страшна не она сама — её последствия никому уже не суждено будет увидеть — страшно осознание того, как тонок тот волосок, на котором держится равновесие в нашем мире и если когда-нибудь он оборвётся…
Чем вдохновлялся аниматор, придумывая стилистику клипа? Может быть немного схожим по стилю мультфильмом «Волшебники» Ральфа Бакши, может быть каким-нибудь литературным произведением на соответствующую тематику, иллюстрации из которого врезались в его память, может быть это была только его фантазия — не всё ли равно? Возможно, он и не предполагал, что создаёт нечто большее, чем краткий эпизод для фильма. Но и сейчас — а ведь сколько десятилетий уже прошло — этот эпизод остаётся одним из самых ярких и запоминающихся из всей «Стены». Рассчитывали ли сами Pink Floyd на то, какой эффект возымеет не только на поклонников и современников — на тех, кто, возможно, если и слышал о группе, то только краем уха и совершенно не интересуется их творчеством, зная только этот фильм — создавая свой альбом? Об этом можно прочитать в многочисленных интервью, но музыка говорит куда больше, чем объяснения. Я люблю эту группу, я люблю этот альбом — и мне не интересно, кто на что рассчитывал, когда включаю винамп.
Ты-ты-ты-ты видел испуганных людей?
Ты-ты-ты-ты ты слышал, как падают бомбы?
Ты-ты-ты-ты когда-нибудь интересовался, почему нам надо бежать в убежище?
Когда под ясным небом голубым
Раскрылся новый дивный мир?
Ты-ты-ты-ты видел испуганных людей?
Ты-ты-ты-ты ты слышал, как падают бомбы?
Утих пожар, но боль в душе осталась навсегда.
Прощай, голубое небо!
Прощай, голубое небо!
Прощай…
Прощай…
Супер! Ну наконец-то что-то знакомое). О да, «Пинк Флойд»). Это любимая группа моего отца, стало быть и мне неплохо знакома. «Темную сторону луны» я слушал когда-то постоянно, ну а «Стена» — альбом-эпоха, и никак иначе. Клево все, Ирин). Только вот первое предложение какое-то странное).
Merci)
Я на этой группе росла — когда все моего возраста слушали Ласковый май, я Пинк Флойд — а эта песня одна из любимых у них)
Атмосферный текст на атмосферный апокалиптический клип, брр. Действительно, всего 2 минуты, но как мощно!
ЗЫ: У нас в городе сейчас за окном такая же погода. )
Merci)
Погода, надеюсь, без всяких монстриков и жутиков)
Да, мощный фильм. Там каждый клип выразителен. И песни, звучащие за кадром, такие знакомые. Мультапокалипсис в полный рост. Для семейного просмотра вряд ли подойдет. А для конкурса нашего — в самый раз.
Merci)
Этот фильм у меня в кустарной версии — ещё вставлена вырезанная в официальной Hey You — зачем вырезали непонятно, без неё уже чего-то не хватает
Классика. Отличный анализ на роскошный материал!
Merci)
В Стене чуть ли не каждый эпизод можно брать и вставлять как полноценный жуткий клип)
Эта рецензия стала для меня лекарством от амнезии 🙂 Ведь смотрел «Стену», пусть и очень давно, ведь впечатлился в свое время очень сильно, но при этом очень многое из нее забыл…А вот сейчас посмотрел клип, прочитал отзыв и начал вспоминать 🙂
Merci)
Это благодаря Ирине группа вспомнилась — тоже напрочь из головы вылетела)