Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Бойня семей — рецензия на фильм «У холмов есть глаза» (The Hills Have Eyes, 1977 г.)

 

У холмов есть глаза - промо-кадрПамяти Уэса Крейвена…

Страшные легенды – прекрасный источник вдохновения для хоррормейкеров. Взять, например, историю о шотландской семье Соуни Бина, сожравшей в XV веке более 1000 человек. Реальных доказательств существования хронических каннибалов не существует, но якобы случившиеся много лет назад ужасные события стали неотъемлемой частью фольклора британских островов. Семья Бин, изначально состоявшая из папы и мамы далее разрослась посредством инцестных связей между их детьми до 48 человек, и эта орава, жившая в пещерах, на протяжении многих лет охотилась на случайных прохожих. Сначала людей грабили и убивали, дабы существовать самим и не оставлять следов, но потом стали и употреблять в пищу, ибо украденных ценностей не хватало на пропитание. В итоге по легенде (или в реальности?) все члены клана были пойманы властями и публично казнены. И сей «вкусный» материал рано или поздно просто должен был стать основой для фильма ужасов.

У холмов есть глаза - кадр 1В середине 1970-х история злоключений кровожадной семейки попалась на глаза начинающему режиссеру Уэсу Крейвену, уже успевшему напугать публику шоковым «Последним домом слева» и поэкспериментировавшему в порно с «Анжелой – женщиной-фейерверком». Из двух эпатажных направлений Крейвен явно хотел продолжать первое, и людоедская легенда подвернулась как нельзя кстати. Уэс лично написал сценарий, учитывая крайне скромные финансовые возможности для постановки, и стал воплощать на экране отнюдь не эпичный, а минималистичный сюжет лишь об одном возможном нападении одичавших зверолюдей на большую семью в современной Америке.

У холмов есть глаза - кадр 2Следуя концепции недавно вышедшего в прокат слэшера «Техасская резня бензопилой» и даже используя его реквизит, Крейвен рассказывает о горе-путешественниках в лице бывшего копа Боба Картера, его жены, взрослых детей и маленькой внучки, по пути в Калифорнию заехавших к черту на кулички: бескрайне пустынную территорию, с недавних пор ставшую полигоном ВВС. Вынужденные остановиться на ночлег из-за аварии, невольные жертвы скоро убедятся, что у холмов есть не только глаза, но и зубы.

У холмов есть глаза - кадр 3Готовя зрителя к душераздирающей бойне, режиссер никуда не торопится. Он обстоятельно и искусно плетет паутину ужаса без излишнего насилия в кадре, чтобы публика нервничала и напрягалась всё больше и больше, как и герои фильма, не понимающие, что творится вокруг, но ощущающие, что «что-то страшное грядёт». Занятно, что одна из героинь поначалу дико боится всего лишь какого-то паучка, забравшегося в трейлер, в сравнении с тем, чего ей придется пугаться потом. Да и остальные персонажи долго ведут себя с искренней верой, что в великих Штатах с ними ничего не может случиться, пока местные голодные соотечественники не приходят поужинать ими. А далее действие взрывается бескомпромиссной бойней семей, в которой обе стороны теряют родных и близких, воют от боли и ужаса и борются до конца.

У холмов есть глаза - кадр 4Конечно, Крейвен снимал в первую очередь впечатляющий шокер, без глубокой философской и социальной проблематики, но умудрился сделать и цепляющее не только за нервы, но и за душу кино, с искренней жалостью к невинно убиенным. Так первая жертва извергов – собака (на экране, кстати, реальный труп животного, но не убитого ради съемок, а умершего при других обстоятельствах) становится мощным предвестником неотвратимости будущей трагедии, которая коснется уже не братьев наших меньших. Каждая смерть в кадре – это маленький кошмар для зрителей и большая беда для героев, когда боль утраты сталкивается с инстинктом самосохранения. У них нет времени оплакивать мертвых, так как нужно защищать оставшихся в живых. И для каннибалов гибель члена клана – это невосполнимая утрата, вызывающая еще большую злобу и ненависть к «мясу», посмевшему дать отпор. Намеренно долго раскачиваясь в плане саспенса и атмосферы, Крейвен взрывает повествование безжалостным насилием, не прекращающимся до финальных титров. Стрельба, взрывы, драки, собаки, змеи – всё смешается в неистовый клубок битвы, где мало никому не покажется. И последней сценой станет отнюдь не умилительный хэппи-энд, а выплеск ярости, граничащей с безумием.

У холмов есть глаза - кадр 5Наряду с «Кошмаром на улице Вязов» и «Криком», «У холмов есть глаза» остается эталоном жанра хоррор в творчестве Уэса Крейвена, не идеальным при строго критическом анализе, но очень крепким и страшным жанровым образцом, бесспорно повлиявшем на развитие ужаса в кино. А спустя 30 лет один талантливый француз сделает мощный ремейк, но это уже совсем другая история. Главное, что продолжение следовало и следует по сей день в идеях и стилистических нюансах многих других режиссеров.

Страница фильма «У холмов есть глаза» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

10 комментариев Бойня семей — рецензия на фильм «У холмов есть глаза» (The Hills Have Eyes, 1977 г.)

  • MidnightMan

    Мне тоже этот фильм нравится. Жаль, что сиквел режиссёр снял на автопилоте без стараний – видно на «Кошмаре…» весь творчески выложился и слегка подустал 🙂

    • У меня сиквел как раз в ближайших просмотровых планах, причем есть смутное ощущение, что когда-то я его смотрел, но если так, то ничего не помню 🙂 Возможно как раз потому, что продолжение не произвело совсем никакого впечатления.

    • Рома, посмотрел вторую часть. Причем раньше я её все-таки не видел, мои предположения в предыдущей комменте — это игры разума 🙂 Полное разочарование в сиквеле, вообще было ощущение, что это не Крейвен уже снимал, как-то у него вообще ничего не получилось, как будто первый раз в режиссерском кресле сидел и сел в него случайно 🙂

      • MidnightMan

        Крейвен всегда умел удивлять. Вот тут он в очередной раз удивил, но в плохом смысле 🙂 Кстати, мне нравится оригинал и ремейк, но сиквел оригинала и ремейка вызывают противоположные чувства. Вот так совпадение 🙂

  • NaObi NaObi

    Отличный отзыв, Леша, и фильм ты подобрал очень показательный, избежав искушения упомянуть хрестоматийный «вязовый Кошмар» в ассоциативном ряду с именем Крейвена. Майкл Берриман — бррр, вот сколько себя помню, он вызывает самые жуткие чувства в душе, буквально мороз по коже.

    • Спасибо, Оксана, у меня «Холмы» давно дожидались пересмотра и печально, что смерть режиссера подтолкнула меня, наконец, к переосмыслению картины, выраженному в данном тексте.

      И мне искренне хотелось написать именно на этот, незаслуженно подзабытый многими фильм Крейвена, который для современного зрителя заменен упомянутым качественным ремейком Александра Ажа, но все же у француза получилось своё кино, отличающееся от первоисточника, хотя и снятое с любовью и уважением к нему.

      О, Майкл Берриман — то еще страшилище (без тени неуважения к актеру, который, увы, таков от природы), идеальный типаж для хоррора, к тому же не обделенный артистическим талантом.

  • «…незаслуженно подзабытый многими фильм Крейвена…» Алексей, полностью согласен с тобой. А между тем, эта бесспорная классика жанра стала прообразом для множества киноработ, видеоподелок и прочих пересказов и плагиата. «Поворот не туда» никогда бы не появился на свет, если бы не…поэтому, картина заслуженно глубоко почитаема и любима многими фанатами жанра. Для одних Уэсли Крэйвен — создатель попсового направления ужасов, что в данном контексте совершенно неплохо; для других же — зачинатель жанра «экспло»(«Последний дом слева»). Друзья, давайте про это не забывать и всячески упоминать. Он, также, неплохо приподнял направление «маньячных триллеров»: «Электрошок» и «Ночной рейс» живые тому доказательства. Митч Пилледжи и Киллиан Мерфи, у которых на лице написано «я шизанутый, но обаятельный маньяк» сыграли в данных хоррорах-триллерах безупречно.

    • Да, Василий, лично я всегда тяготел к оригинальным фильмам, какими бы хорошими не были ремейки. И ведь почти всегда, те ленты, у которых появляются ремейки, реально очень хорошие, по крайней мере для своей эпохи. Я вот так недавно пересматривал «Трудную мишень» Джона Ву, писал на нее рецензию на Кинопоиске, и с удивлением обнаружил, что в ее основе лежит старенькое кино аж 1932 года «Самая опасная игра». Я специально нашел, посмотрел, и получил искреннее удовольствие, и теперь знаю, откуда, например, Ву взял идею, что в «Трудной мишени» главный злодей в исполнении Лэнса Хенриксона виртуозно играет на фортепьяно.

      Ну а Крэйвен, конечно, настоящий классик, он им стал еще при жизни, и его фильмы бесконечно цитируют другие режиссеры. И эту мысль только подтверждает уже целый ряд ремейков, помимо «У холмов есть глаза». Вот у «Последнего дома слева» уже есть ремейк 2009 года. У «Кошмара на улице Вязов» ремейк 2010 года. Ну у второй части «У холмов есть глаза», положа руку на сердце, не ремейк, а скорее продолжение ремейка Ажа, но все же можно условно зачислить в этот же ряд. Ну и в целом подражаний «Холмам», «Крику» и «Комшмарам» не счесть. Так что бесспорно Крейвен не просто известный режиссер, а уже настоящая легенда хоррора.

  • Планирую когда-нибудь добраться до этого кино, но тут у меня та же история, что и с «Техасской бензорезней»: ремейки обоих фильмов в свое время настолько сильно меня ошарашили и напугали, что, боюсь, их оригиналы уже не смогут вызвать тех же эмоций настоящего ужаса.

    По поводу Майкла Берримана: смотрел как-то давно ночью по ТВ документальный фильм то ли про Крейвена, то ли конкретно про «Холмов», и тогда же узнал о том, что это реальная внешность актера, а не грим. Я был в шоке. ))

    • Никита, здесь по ремейку и оригиналу скажу так; у Ажа всё жестче и кровавее визуально, а по атмосфере и ее воздействию, фильмы примерно равны, имхо. И у Крейвена по совокупности впечатлений больше авторское кино, а у Ажа все же куда более маркетингово просчитанный хоррор, что отнюдь не принижает его многочисленных достоинств, и лично мне ремейк очень нравится.

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

+ 72 = 80