2012-й год оказался весьма богат на различные киноальманахи, в том числе и хоррор-направления. Изрядно нашумевшие «ЗЛО» и «Азбука смерти» были разбиты в пух и прах кинокритиками и зрителями, однако абсолютно незаметной в ушедшем году прошла хоррор-антология «Бойся или умри», состоящая из пяти вполне эффектных и страшных новелл, снятых под руководством трех малоизвестных режиссеров — Майкла Эмануэла, Игоря Меглича и Боба Бэдуэя. Маленький бюджет не стал препоной для этих кинематографистов и они сумели создать цельный и интересный хоррор-альманах, низкий рейтинг у которого кажется не вполне заслуженным, ибо «Бойся или умри» снят в лучших традициях «Мастеров ужасов» и «Баек из склепа», а наличие определенной морали в каждой истории делают ленту не просто сугубо развлекательным зрелищем.
Первая новелла под неслучайным названием «Переправа» рассказывает историю двух жестоких убийц, регулярно отправляющих гулять кровавой пустыней незадачливых эмигрантов, пересекающих и без того с горем пополам американо-мексиканскую пустыню. Но однажды невинно убиенные восстанут из желтых песков в виде не первой свежести зомби, дабы показать наших героям и их всемдающей подружке где раки зимуют, ночуют и размножаются. «Переправа» является весьма неплохой, сдобренной злым юмором и красочной жестокостью вариацией на тему «От заката до рассвета», показывая в финале, что не бывает безнаказанных преступлений и всем воздастся, хотя и в очень извращенном виде.
Вторая новелла, «Скорбь Та Джанга», жанрово принадлежит к мистическим мелодрамам, рассказывая историю молодого человека, который потерял любимую жену и впал в депрессию, но, к своему счастью(или несчастью, это уж как посмотреть), познакомился волей случая, став ее спасителем от рук очередного сексуального маньяка, с милой привлекательной девушкой. Впрочем, вскоре стало ясно, что со спасенной творится нечто непонятное. «Скорбь Та Джанга» примечательна, пожалуй, тем, что данная новелла не паразитирует на идеях «Сумерек» и творений Энн Райс, предлагая свой вариант отношений между смертными и бессмертными, однако, не без обреченной гибельности, будучи настроенной скорее на волну «Жажды» Пак Чхан Ука.
В третьей новелле «Сочлененный», снятой в стиле неонуарного роуд-муви с множественными отсылками к «Психо» и «Городу грехов», речь идет о киллере и трупе в его багажнике. Труп нашему герою спрятать удастся далеко не с первого раза, и эту поездку киллер не забудет вовеки.
Четвертая и самая увлекательная новелла фильма «Укус клоуна», представляющая из себя гротесковый микс из криминальной комедии и классического хоррора о зловещих клоунах, поведает о том, как один наркоторговец имел несчастье быть укушенным на детской вечеринке клоуном, там детишек вовсю веселившим. Последствия укуса оказались таковы, что лучше бы сей любитель впихивать некачественную наркоту умер.
Финальная новелла, «Возвращение возлюбленной», итожит все предыдущие истории, рассказывая о том, что любовь до гроба иногда может быть не просто красивой метафорой, а самой что ни на есть воплощенной реальностью.
Занятый в картине малоизвестный актерский состав радует глаз неплохим уровнем манеры исполнения, а в каждой новелле имеются хорошо прописанные и весьма колоритные герои, подчас отсылающие к классическим персонажам жанра ужасов.
Хороша в альманахе и операторская работа и, несмотря на то, что в каждой из пяти новелл был свой оператор, фильм не производит рваное впечатление, переходы между новеллами созданы весьма мастерски, а визуальные эффекты при всей малобюджетности картины отнюдь не так плохи, а даже очень качественны.
Также идеальным дополнением к фильму стал и саундтрек, в каждой новелле отличающийся самобытностью и оригинальностью и умело добавляющий в нее ужас и саспенс или создающий очень некомфортные ощущения при просмотре.
Всем поклонникам фильмов ужасов и трэша я настоятельно рекомендую этот хоррор-альманах.
Мне, как ярому поклоннику хоррор-антологий в обертке коротеньких рассказов, еще в год выхода картины был «удивителен» ее рейтинг. А между тем, перед нами отлично слепленное кино и грамотно поставленное, между прочим. Вообще, меня всегда вот что поражало: какие-то придурки(их по другому не назовешь) с какой-то маниакальной настойчивостью сравнивают подобную категорию би-мувишных хорроров с «Астралом», «Синистером», «Заклятием» и иже с ними, хотя тут и сравнивать то нечего — жанры разные. К чему такие сравнения, не совсем понятно. Вы еще сравните тапочек с карбюратором.