Автор Виктор Мараховский
Уважаемые читатели!
На 62-м году жизни скончался канадский рестлер Родди «Рауди» Пайпер.
На родине его помнят как участника специфически североамериканского развлечения, в остальном мире воспринимаемого как дурость. Для нашего зрителя малоинтересно, что в 1980-х годах Р. Пайпер «был многолетним официальным соперником Халка Хогана» или что «он носил на ринге килт». Мир, в котором ярморочно разодетые силачи изображают смертельных врагов, бьют друг дружку с притопом табуретами и болонками, с разбегу запуляют друг друга об канаты и бережно приземляются друг на друга сверху стокилограммовыми тушами без всяких серьёзных последствий — нам чужд.
Но Родди Пайпер, в отличие от сотен других рестлеров, был известен и у нас. В видеосалонах конца 80-х — начала 90-х демонстрировали малобюджетный независимый фильм знаменитого режиссёра Джона Карпентера (когда-то он создал сразу несколько киножанров, а сейчас в тени и практически на пенсии) «They Live». У нас его называли «Они живут», или «Пришельцы среди нас«, и так далее.
Это был фильм со странной историей, поставленный, если верить титрам, по коротенькому рассказу «8 часов утра», опубликованному в конце 1960-х годов. Позже очень похожий рассказ опубликовал Стивен Кинг, назвав его «Люди 10-го часа». В 1989 году история попала в кино, и отголоски мы до сих пор наблюдаем в масс-культуре.
Это был, короче, тот самый фильм, в котором «один чувак нашёл солнечные очки, через которые увидел, как всё на самом деле». Вся реклама, СМИ и телевизор превратились вот в это:
А часть людей на улицах — на вид самая процветающая и приличная — оказалась вот этим:
Посетителей видеосалонов позднего СССР пленило то, как отреагировал герой Родди Пайпера на резкое изменение обстановки. После небольшого замешательства он вооружился и стал убивать инопланетян — которые, как выяснилось по ходу фильма, используют планету Земля в качестве «третьего мира», колонии, места для добычи ресурсов, бизнеса, дешёвых секс-услуг и вообще эксплуатации.
Фильм запомнился фразой, которая позже многократно использовалась в различных произведениях масс-культуры, едва ли не самой длительной в истории кино дракой между двумя положительными персонажами (герой силой пытается надеть на знакомого очки и показать ему, как выглядит мир на самом деле), а также героической смертью главного героя во имя свободы человечества.
…Этот фильм, несмотря на культовый статус и на повальную моду на ремейки последних лет (пересняты чуть ли не все фильмы того же Карпентера — от «Хэлоуина» и «Налёта на 13-й полицейский участок» до «Твари», она же «Нечто») — ни разу не переснимался.
И у меня есть версия, уважаемые читатели, почему.
Дело в том, что в обычных фильмах про «нашествие инопланетян, замаскированных под нас» — после появления инопланетян привычный уклад жизни простого западного человека вдруг начинает портиться и меняться в какую-то странную, нехорошую сторону.
А в этом фильме герой обнаруживает, что продукт злобной деятельности инопланетян, замаскированных под нас — это и есть та хорошая, годная жизнь со СМИ, рекламами, успехом, свободой слова и демократией. Политики вон выступают:
Иными словами — это была картина не о том, «как наш образ жизни попытались подорвать злые пришельцы, и мы должны его отстоять», а о том, что «наш образ жизни создан злыми пришельцами и должен быть изменён».
…Кстати, западные некрологи, посвящённые Пайперу, в большинстве своём его единственную известную кинороль как-то не вспоминают.
Видел актёра в паре других фильмов, включая эпизод из сериала «За гранью возможного», однако запомнился лишь по одной ленте Карпентера.
Очень жаль. Единственный актер из мира реслинга, который объективно сильнее по актерскому мастерству, нежели современные «актеры»-реслеры. Не считая «Нечто»(классику не трогаю), «Они живут» мой самый любимый фильм Джона Карпентера, благодаря игре Пайпера в том числе. Он создал образ бравого защитника планеты, который всего-навсего хотел трудоустроиться, а тут на тебе. Для меня образ Джона Нада является культовым, как бы не «опускали» ту киноленту ультрапатриотичные америкосы. Я видел Родди в нескольких картинах и в одном эпизоде «Крутого Уокера» в седьмом сезоне. Остановка сердца. 61 год — ну рано же еще…
Согласна с Вами, очень жаль. И фильм этот тоже мне нравится, несколько раз смотрела. И Пайпер сыграл там вполне на хорошем уровне. Жаль, что ничего подобного мы больше не увидим.
А мне еще Пайпер, помимо фильма Карпентера, запомнился в общем-то ничем не примечательным, но динамично-зубодробительном боевике «Снова в бой». Но опять же это были детские яркие впечатления, посмотри я эту ленту сейчас, наверное бы вообще разочаровался. А вот «Чужие среди нас» уже реально классика, которая нравится и по сей день.