Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Кровавые слезы — отзыв на триллер «Лезвие в ночи» (La casa con la scala nel buio / A Blade in the Dark, 1983)

 

03Дом с секретами и медленно сходящий с ума обитатель. Неумолимое ощущение совершенного преступления и полное отсутствие улик. Где-то в этих стенах притаилась опасность, которой невозможно подобрать разумного объяснения, а можно лишь ждать новых проявлений. Это вполне знакомый рецепт для гипнотизирующего сознание фильма ужасов, что был успешно апробирован в дебютном фильме Ламберто Бавы «Макабро». Три года спустя все еще больше сын «того самого Марио», чем самодостаточный хоррормейкер, находит новое обиталище для открытого смертельным приключениям героя. Прихватив с собой из предыдущей картины в качестве талисмана обаятельного Станко Мольнара, Бава не стал развивать тему невротического состояния одинокого человека. В новом фильме Ламберто легко обнаруживаются принципы классических итальянских джалло в новой интерпретации, что свидетельствует о желании молодого постановщика провести собственную игру в серийного убийцу.

02На роскошной вилле есть все условия для творческой самореализации. Оборудована специальная комната, где композитор может выдавать свои партитуры. Полнейшая тишина вокруг, лишь раздаются щелчки ножниц — садовник подстригает кусты. В кристально чистых водах бассейна видит свое отражение молодой человек по имени Бруно, которого подруга-режиссер попросила написать музыку к ее новому фильму. Это будет не какая-нибудь мелодрама, а леденящая кровь постановка, в которой трое подростков заглядывают туда, куда не следовало бы. Бруно видел лишь отрывок из будущей картины, но нехорошее предчувствие его уже не покидает. Экранная чертовщина парадоксальным образом материализуется в снимаемом доме. Сперва красотка, что выскакивает из шкафа при виде таракана. Затем ее необъяснимое исчезновение. Незапланированный приезд возлюбленной Бруно, ее сбивчивые объяснения. Наконец еще одна девушка — соседка напуганной любительницы игры в прятки. Как пришла, так и испарилась. Девушки объединены нелогичностью их появления. Складывается ощущение, что все они играют в некую игру, где лишь композитор не в курсе правил. Только в этой игре не проигрывают, а погибают. Бруно не видит сцен убийств, но быстро начинает находить им подтверждения по всему дому.

01Почему серийный убийца непременно должен махать огромным кухонным ножом или мачете? Эти внушительные колюще-режущие предметы пусть ждут неправедных рук Майкла Майерса и Джейсона Вурхиза, а у Ламберто Бавы душегуб запросто орудует обычным канцелярским резаком. Блестящее в лунном свете тонкое лезвие, словно перст самого дьявола, которым тот клеймит своих жертв. Девушек в этом фильме не просто убивают. Их лишают жизни с извращенным смаком, который демонстрируется убийцей. Симптоматика преступлений у Ламберто Бавы особая, его палач преследует некую цель, что отличает его от классического маньяка слэшеров. Убийца на каблуках, с накрахмаленными манжетами женской блузки и с нервным, восприимчивым характером — к такому невозможно быть готовым, даже если чувствуешь 07смертельную угрозу в своем жилище. Вызывает оторопь сцена, в которой женская рука с алыми ногтями нежно поглаживает орудия страшных дел. Фетишизм — непонятное дополнение к тщательно исполняемому плану преступлений. Душегуб упивается агонией жертв, но еще страшнее выглядит в припадочном заметании следов. Жуткое в своей алогичности убийство второй девушки — картина помешательства человека, которая вызвала бы одобрение самого Альфреда Хичкока. Только что несчастная была варварски задушена полиэтиленовым пакетом и избита головой о столешницу, а убийца плачет от содеянного! В кадр не попадают слезы, но можно не сомневаться: они кровавые. Плачущий палач — достойное творение Бавы, к которому были бы неприменимы все известные трактовки помешательства.

04Внимательный зритель наверняка сможет разгадать режиссерский ребус с личностью убийцы. Все же Ламберто — далеко не Хичкок, однако итальянцу есть чем козырнуть и помимо психопатии маньяка. Знаменитая макабрическая обстановка подпитывается целым оркестром из таинственных звуков, шумов, стонов и голосов. Загнанному в незримую ловушку композитору не мудрено помешаться, если его проигрыватель будто включается сам по себе, а через пару мгновений предстает с растерзанной магнитной пленкой. Отсутствие трупов при очевидности убийств заставляет человека вести напряженные поиски в непроходящем страхе, что он может стать следующим. Вложив всю энергию в образ необычного маньяка, Бава куда меньше внимания уделил остальным героям. Бесподобно отыгравший в «Макабро» Станко Мольнар на сей раз оказался низведен до роли немногословного садовника с небрежной щетиной, что, впрочем, никак не сказалось на впечатлении от его игры и той роли, что он играет в страшных событиях. А вот очаровательным дамам по воле режиссера не пришлось формировать драматургию. Ламберто явно учитывал лишь внешние данные своих героинь. Красота девушек призвана подчеркнуть бессердечность убийцы, а заодно подкинуть еще одну версию о мотивах совершаемых преступлений. Смотреть на жестоко убиваемых красавиц еще больнее, чем на прочих жертв — и это один из пунктов программы от итальянского постановщика. Загадка плачущего палача должна прожить как можно дольше.

06«Лезвие в ночи» имеет не так уж много общих черт с «Макабро», но позволило Ламберто Баве сделать еще один шаг в формировании собственного стиля. Не имеет значения, насколько близок этот фильм к лучшим образцам джалло и слэшеров. Важнее другое — законченность истории. В границах дома с временным постояльцем зрителю был предложен отчасти детективный этюд, в котором представлена целая палитра ужасов с человеческим лицом. В нелегком пути к пантеону великих хоррормейкеров Бава-младший сделал еще один уверенный шаг. Огрехи и недоработки, как в случае с нераскрытыми характерами жертв, не имеют особого значения, если роскошная вилла превратилась в цитадель парализующего страха, где сентиментальный убийца с нетерпением ожидает любопытных жертв. Не следует провоцировать его на слезы — они неизбежно упадут на чью-нибудь кровь, оставляя алые разводы.

8 из 10

Страница фильма «Лезвие в ночи» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

7 комментариев Кровавые слезы — отзыв на триллер «Лезвие в ночи» (La casa con la scala nel buio / A Blade in the Dark, 1983)

  • Плачущий палач — это роскошное определение! И анализ, как всегда, очень эмоциональный! Замечательная рецензия у тебя получилась, Саша. 🙂

    • Nightmare163 Nightmare163

      Спасибо! Тут целая история вокруг палача развернулась :). Изначально я планировал наречь его «плачущим убийцей», но быстро забраковал, ибо есть фильм с таким же названием. Отличный боевичок с Марком Дакаскосом, к слову. Пришлось искать синонимы. Остановился было на «плачущем душегубе», но посовещавшись с супругой понял что не звучит. А палач — он и есть палач! Всегда подходит :). Так что этот фразеологизм занимает почетное место в моей личной кладовой вслед за всех насмешившим «мохнатым возвращенцем» из рецензии на «КДЖ».

  • О, уже пятая рецензия в Клубе на этот отличный триллер! Помню, смотрел его специально к «Капле», на которую приезжал Станко Мольнар. Сам я не фанат Ламберто Бавы, но большой поклонник Хичкока, и в этом фильме я увидел хорошее подражание стилю Мастера Саспенса, обрамленное атрибутами джалло.

    • Nightmare163 Nightmare163

      Леш, я бы даже сказал слегка перетруженное подражание Хичкоку, которое расходится кругами при концовке. Но речь о непомерном заимствовании концовки вести нельзя ни в коем случае. Все-таки типаж Нормана Бейтса мало подходит под придуманное мною определение. И уж совсем непонятно, почему «Лезвие» не принадлежит к известным картинам. Вероятно, выйди оно после «Демонов» и внимания было бы больше. Как считаешь?

      • А сложно сказать, Саша, как бы это повлияло на популярность. С одной стороны — да, «Демоны» — бесспорный хит и знаковый фильм Бавы, после которого невольно начинаешь наблюдать, а что режиссер будет снимать дальше. Но с другой стороны до «Лезвия…» было все то же «Макабро» — фильм, заслуженно признанный многими одним из лучших итальянских триллеров. И насколько мне известно, следующая работа после «Демонов» — «Ты умрешь в полночь» не снискала особой славы. Поэтому, не знаю, может быть «Лезвие…» при всех его неоспоримых достоинствах заняло то же место в истории кино, выйдя оно и после «Демонов».

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

8 × 1 =