Смотреть фильмы, снятые по реальным событиям, которые, к тому же, являются трагическими — дело очень неблагодарное. Иногда, учитывая даже, что лента не совсем удалась и хромает несколькими недостатками, рука все равно не может поставить низкую оценку, потому что это — попытка показать ужас одного события. Надо ли заметить, что снимать такие ленты — едва ли не самое сложное занятие, нежели обычный художественный фильм про любую другую, однако, выдуманную, историю. Это трудно. И к режиссерам, пытающимся отобразить более или менее внятные события таких происшествий, я испытываю уважение.
6 декабря 1989 год. Монреаль. Политехнический университет. Обычный учебный день.
Актер Максим Годетт на самом деле оказался весьма симпатичным, подходящий на роль убийцы с натяжкой, особенно, если учесть, насколько отталкивающим кажется лицо реального убийцы. Но надо отдать Годетту должное — он со своей ролью справился, пусть и не на все сто процентов. Сыграть сумасшедшего и озлобленного Марка Лепина, наверное, вообще мало кому удалось бы. События показаны с трех разных ракурсов, среди которых главной становится судьба молодой студентки — Валери, ставшей жертвой безумца.
Режиссер преподносит фильм нам в черно-белом варианте, что, наверное, правильно — это художественный фильм, претендующий на документальность, именно поэтому, возможно, характеры героев и поведение Марка описываются довольно «топорно», не давая зрителям возможности наблюдать за «чувствами» или любовными ходами. Здесь главное не это. Важно только описать события. События страшные и кровавые, без каких-то других эпизодов. Не смотря на то, что по праву эта лента должна принадлежать Марку, она таковой не является. Первой персоной тут остается Валери.
Довольно интересно показана уклончивая натура Марка, хоть и описывали ее всего лишь его сухие действия, как, например, упоминание о чудовищной предсмертной записке вначале, когда Марк писал ее впопыхах, уже заранее зная, что он собирается делать, и, не отступаясь от своих идей. Создатели не взяли на себя ответственность передать какие-то чувства этого человека, потому что на самом деле об этом никто, кроме самого Марка знать не мог. Этот фильм — только отражение его последних минут жизни. В подобных лентах вольностей не должно быть, и с этим у «Политеха» все в порядке.
Жизнь Валери — отдельная тема. Мы видим еще одного героя — Джина, который симпатизирует девушке и до конца остается в здании университета, чтобы помочь ей и раненым, не смотря на то, что другие парни, коих Марк отпустил, бросились врассыпную. Инстинкт самосохранения всегда сильнее, но бывают и те страшные мгновения, когда идешь наперекор здравому смыслу, чтобы помочь хоть кому-нибудь. Особенно в почти безвыходной ситуации.
В целом, достойное кино, полностью передающее массовое убийство Марком Лепином в Политехническом университет Монреаля. Создатели не ставили перед собой цель раскрыть какие-то персонажи и их судьбы, они просто показали то, что произошло в 1989 году. Повествование Валери и ужас, пережитый ею, четко отражен в финале ленты. Такие фильмы стоит смотреть, не для того, чтобы понять убийц, а чтобы просто подумать над этим.
9 из 10
Как памятник жертвам той чудовищной расправы фильм бесспорно удался, и, пожалуй это — реально главный смысл его создания. Но чего-то большего в картине нет, просто холодная констатация трагического факта.