Тема призрачного бытия и их зловещих обиталищ является, пожалуй, самой популярной и часто ротируемой в жанре хоррора с самых первых его еще немых образцов, намного уступая эксплуатации кровожадных зомби, не менее кровожадных вампиров или демонической одержимости. Прямым образом восходя к готической традиции, истории о домах с привидениями затрагивают обыденный человеческий страх перед смертью. Умело сотворенная в рамках литературы или кинопространства призрачная история способна заворожить и напугать, ибо в подобных историях густых кровавых разборок ждать не следует.
Громко заявивший в жанре ужасов жесточайшей «Пилой» и закрепив успех «Мертвой тишиной», американский режиссер Джеймс Ван в своем хорроре «Астрал» 2010 года продемонстрировал уже мастерство зрелого знатока жанра, создав по-настоящему мощный и сугубо атмосферный фильм ужасов, почти бескровный, снятый на крохотном полуторамиллионном бюджете, умело держащий зрителя в напряжении и запоминающийся как ровным повествованием, так и лишенным факта ординарности финалом. Сценарист картины Ли Уоннелл, соратник Вана еще со времен короткометражных опытов, в «Астрале» стремился переосмыслить обильное хоррор-наследие лет предыдущих, впитав в себя мотивы «Полтергейста» Хупера, «Логова Дьявола» Уайза, «Других» Аменабара, «Сияния» Кубрика и еще массы классических историй о домах, населенных недобрыми призраками. Однако нарочитым переосмыслением Уоннелл не ограничился, всячески стараясь уходить от излишней клишированности, в ходе развития сюжета демонстрируя альтернативные повороты в нем, представляя кошмар семьи Ламбертов как нечто порожденное социальным окружением; потустороннее таится больше внутри, в душе человека, а неведомые силы лишь экстраполируют глубоко затаенные страхи.
«Астрал» — очень цепкий, цельный и завораживающий фильм, в котором неторопливый ритм повествования идеально позволяет филигранно раскрыть внутреннюю суть центральных персонажей, не забывая о раскручивающемся колесе интриги и напряжения, погружая зрителя в зловещий макабрический мир. Немалая заслуга в создании атмосферы лежит на операторах Дэвиде Брюэере и Джоне Леонетти, своей стилистикой и художественной визуальной сбалансированностью возвращающая зрителя во времена 70-80-х годов и даже раньше, потому «Астрал» относится к категории неоготических хорроров, удачных образцов которых можно пересчитать по пальцам одной руки.
Прекрасно проявили себя в фильме и занятые в ленте актеры. Патрик Уилсон (Джош) и Роуз Бирн (Ринэй) составили в картине идеальный и органичный дуэт, сыграв своих героев убедительно и интересно. На втором плане блеснули отличной игрой многоопытные Барбара Херши и ветеран хоррор-жанра Лин Шей. Также нельзя не отметить хорошее исполнение роли Далтона Таем Симпкинсом.
Львиную долю саспенса и напряжения создает в фильме и написанный композитором Джозефом Бишарой саундтрек, мастерски обволакивающий его флером загадочности и таинственности.
Итак, «Астрал» — мастерски снятый, по-настоящему атмосферный и интересный хоррор, доказывающий, что даже в рамках рейтинга PG-13 нечто стоящее породить можно, если есть желание и, что важнее всего, талант. Поклонники жанра разочарованы не будут, потому однозначно к просмотру рекомендуемо.
Не плохой фильм, один раз можно посмотреть!