Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Всё худшее во мне — рецензия на повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hyde, автор — Роберт Льюис Стивенсон, 1886 г.)

 
Анонс спектакля по повести Стивенсона - XIX век

Анонс спектакля по повести Стивенсона — XIX век

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — классическая повесть Роберта Стивенсона, которую далеко не все читали, но практически все слышали хотя бы на уровне звона, в чём там суть. Причем как и в случае с другим легендарным произведением «Франкенштейн» Мэри Шелли, без прочтения оригинала зачастую неверно представляется и истинная задумка автора, и образ главного героя. Вот так для многих не читавших Франкенштейн – это чудовище, сшитое из кусков мертвых тел, злобное и безжалостное, убивающее ни в чем не повинных людей. А на самом деле это фамилия создателя существа, которое было не такое уж ужасное и опасное, и чтобы в этом убедиться, стоит ознакомиться с романом. Что же до повести Стивенсона, то немалому количеству лишь что-то слышавших, но не читавших, а в лучшем случае что-то смотревших из многочисленных экранизаций разной степени удачности, мистер Хайд кажется монструозным большим и сильным маньяком, заливающим реками крови улицы Лондона. На самом же деле оригинальный образ Хайда далек от ипостаси серийного убийцы, как и сама повесть далека от привычного современной публике литературного хоррора.

Фрагмент обложки комикса о Джекиле и Хайде

Фрагмент обложки комикса о Джекиле и Хайде

По жанровой форме «Странная история…» куда ближе к детективу, и если бы сюжет, пусть и в искаженной форме, не был бы так известен в массовой культуре, то в рецензии не стоило бы раскрывать главную шокирующую перипетию. Но так или иначе публика знает, что новелла Стивенсона рассказывает о раздвоении человеческой личности на светлую и темную половину, поэтому нет смысла завуалировано говорить о когда-то оригинальной идее. Сам писатель, следуя особенностям детективного жанра, не спеша ведет читателя к разгадке интриги посредством расследования причин, по которым доктор Джекил составил странное завещание, предписывающее всё состояние и имущество загадочному мистеру Хайду, в случае своей смерти или бесследного исчезновения. «Дело ведет» нотариус Джекила – мистер Аттерсон, которому официальное волеизъявление своего клиента и друга кажется более чем странным. Аттерсон не верит, что подобный документ Джекил мог составить по доброй воле и считает, что завещание было написано под давлением злобного, невесть откуда взявшегося, мистера Хайда. А раз так, Аттерсон просто обязан защитить жизнь и доброе имя своего друга от несправедливо-враждебных посягательств и вывести злобного Хайда на чистую воду. И какого же было удивление добросовестного нотариуса, когда выяснилось, что прекрасный Джекил и ужасный Хайд – это одно лицо!

Скриншот компьютерной игры по мотивам повести

Скриншот компьютерной игры по мотивам повести

Стивенсон не пытался напугать читателя или чисто развлечь его занятной детективной фабулой, и черпал вдохновение отнюдь не из других «страшных» произведений, а создал «Странную историю…» под влиянием «Преступления и наказания» Достоевского. Изначально мотивы романа великого русского писателя отразились в мистико-психологическом рассказе «Маркхейм», известном также под названиями «Убийца» и «Преступник», а чуть позднее из под пера шотландца вышла и мрачная злоключительная история, несравнимая по стилю и содержанию с, пожалуй, самым известным творением Стивенсона, образцово-приключенческим «Островом сокровищ».

Постер одной из экранизаций

На примере доктора Джекила писатель открыто говорит о двойственности человеческой природы, о демонах, живущих внутри даже самых положительных и добрых людей. Прекрасный человек может искреннее совершать только благие поступки, но глубоко в душе предаваться преступным деяниям или разврату ради удовольствия. В тайных мечтах мы можем творить ужасные вещи, зная, что это всего лишь наши сокровенные мысли, которые никогда не выплеснутся наружу, а потому не причинят никому вредя и не очернят нас в глазах окружающих. Но что если нам представится случай оказаться в другом теле и воплотить в жизнь все наши гадкие помыслы? Без боязни наказания, зная, что после свершения непотребств это тело растворится восвояси, а мы вернемся в мир в нашем привычном обличии, и никто ничего не узнает? Поддадитесь ли вы такому соблазну? Вот доктор Джекил не просто поддался, а целенаправленно добился научным путем такого состояния, веря как ученый, что сможет держать процесс под контролем. И дело, конечно, не в том, что в итоге чудесное снадобье перестало действовать, не об этом писал Стивенсон, а в том, что «темная половина» оказалась куда желаннее и привлекательнее для хозяина, нежели его основная добродетельная сущность. Порочность притягательна, она затягивает и поглощает человека, как наркотик дарит кайф вновь и вновь, а взамен забирает его душу. Мы долго не хотим противиться ей, желаем, чтобы низменные удовольствия продолжались, а когда приходим в себя, обнаруживаем, что катастрофически изменились без пути назад. В бездне порока очень легко утонуть и крайне сложно здравомысленно бултыхаться с возможностью в любой момент выйти на берег благочестия. Здесь самоконтроль – лишь иллюзия, как и в алкоголизме, наркомании, сексоголизме и других разрушительно-болезненных страстях, можно провести множество параллелей со злом в реальной жизни. А гадкие и непристойные помыслы свойственны подавляющему большинству людей, в той или иной степени, и вопрос лишь в том, стоит ли хоть чуть-чуть выпускать их наружу? Уверены ли вы, что это будет лишь разовая акция, ведь Зло так обманчиво-притягательно? Может быть стоит держать пороки в себе за семью замками? Но наблюдая за творящимся в реальном мире, становится понятно, что далеко не все держать замки закрытыми, и не задумываются о последствиях. Ведь Зло зовет нас отнюдь не отвратным голосом, доносящимся из зловонной пасти рогатого черта. Зло прекрасно в нашем воображении, и мы идем на его сладкий зов, даже понимая, что шагаем в преисподнюю…

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — отнюдь не страшная сказка и не развлекушное чтиво. Это печальное предупреждение, к которому прислушиваются немногие, не сопоставляя трагического персонажа с собственной личностью. А ведь Джекил и Хайд — это каждый из нас, и слава Богу, если вы не видели мистера Хайда в зеркале. А хотите увидеть?

Афиша современного мюзикла Джекил и Хайд в СПб

Афиша современного мюзикла Джекил и Хайд в СПб

Страница книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

43 − = 41