Малобюджетный хоррор Джона Карла Бюхлера – характерный образец «помотивного» фильма, когда из литературного оригинала взята только идея, а все остальное – оголтелая отсебятина с несколькими реверансами в сторону первоисточника, изящными и не очень. Вообще Бюхлер в мире киноужасов персона именитая и уважаемая; по своей основной профессии Джон Карл – создатель спецэффектов, причем для сравнительно недорогих лент, и в его технической квалификации сомневаться не приходится. В частности Бюхлер работал над гримом и визуалом в таких знаковых проектах, как «Извне», «Реаниматор», «Газонокосильщик» и других. И посему в качестве режиссера, фильмы ужасов для него интересны в первую очередь с позиции спецэффектов, а все остальные атрибуты имеют второстепенное значение. Вот и собственная интерпретация бессмертной «Странной истории…» Роберта Льюиса Стивенсона стала для Бюхлера кузницей всевозможных зрелищных фишек, без амбиций сделать мощную экранизацию классической повести. Тем более что сюжет позволял плотно поработать и с видеорядом и с гримом. На главную роль была приглашена звезда триллеров и хорроров категории «Б» — незабвенный «Кэндимэн» Тони Тодд, и понеслась на зрителя разудалая трэш-резня, местами сдобренная саспенсом и занятно-бредовыми эпизодами.
В версии Бюхлера история перенесена из старого Лондона в высокотехнологичный Лос-Анджелес, где здоровенный темнокожий и обремененный интеллектом доктор Джекил испытывает новейшие препараты от тяжких недугов. Причем современные снадобья замешаны на нанотехнологиях, то бишь в податливых шимпанзе вводят микроскопических роботов, которые перепрограммируют геном и тем самым исцеляют обезьян от врожденно-неизлечимого. Несмотря на пышущий здоровьем облик Джекил и сам страдает от порока сердца и решает испытать на себе потенциально-спасительный препарат. В итоге болезнь и правда отступает, но диким побочным эффектом оказывается расщепление личности на темную и светлую половины. Теперь время от времени добрый доктор Джекил превращается в злого отморозка Хайда, которого лекарством не корми, дай только убить и изнасиловать какую-нибудь девушку, причем до или после смерти – не важно.
Как видите (если знакомы с первоисточником), от таких экранизаций Стивенсон пропеллером вертится в гробу. Полностью изменен не только ход событий, но и сама суть классической истории. Великий писатель говорил о противоречивой человеческой натуре, где всегда есть место и хорошему и плохому, а борьба между черными и белами половинами души может стать для человека невыносимой пыткой. Да и Бюхлер всё это прекрасно понял, вот только под стать множеству своих коллег-экранизаторов, упростил шедевр до примитивного слэшер-формата и выплеснул на экран собственные кровавые фантазии. Причем в первой трети фильма режиссер даже сохранил интригу специально для тех, кто вообще не в курсах «а кто такие Джекил и Хайд», целенаправленно демонстрируя их как разных персонажей. Но далее Бюхлер также сознательно уходит от параноидального триллера, раскрывает суть, которая у Стивенсона была припасена на шокирующий финал, и начинает откровенно, бурно и со смаком кромсать героев, сопровождая бойню саркастическими комментариями из уст мистера Хайда, чтобы веселее смотрелось. Тони Тодд, собаку съевший на отрицательных ролях, вдохновенно играет безжалостного Хайда, но не особо убедительно смотрится в образе мягкого филантропа Джекила. Впрочем, актерское исполнение в фильме Бюхлера далеко не главное, а вот хоррор-атрибуты реализованы вполне неплохо. Краткие эпизоды перед убийствами исправно наполнены напряжением, само насилие пугающе-реалистично, и потому если отключить мозги в процессе просмотра, можно получить удовольствие от ленты, как от злого, динамичного и местами ироничного ужастика. Бюхлер и не пытался снять что-то умное и хоть немного художественное, он просто играл на своем поле творца неплохих спецэффектов в рамках мизерного бюджета, впихивая в видеоряд всё, что приходило в голову, без оглядки на здравый смысл. Как раз один из предфинальных моментов может вообще сорвать башню у зрителя и заставить завопить – «Да что это за чушь?», но чтобы адекватно его воспринять, нужно знать один момент из биографии режиссера. В нежном возрасте Джон Карл посмотрел фильм «Кинг-Конг», который произвел на него столь неизгладимое впечатление, что определил его дальнейшую судьбу создателя специальных эффектов. И видимо парень всегда мечтал собственноручно воплотить исполинскую гориллу на экране. «А причем здесь Джекил и Хайд»? спросите вы. А вот посмотрите вариацию повести Стивенсона от Бюхлера и узнаете 🙂
По совокупности впечатлений «Странная история…» – не самый плохой ужастик, по крайней мере вполне компетентный по технической части и украшенный харизматичным Тони Тоддом в злодейской ипостаси, но как экранизация классики – это ноль без палочки.
Страница фильма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий