Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Non dolor, sed arte — отзыв на готический хоррор «Мертва, но видит сны» (Dead But Dreaming, 2013)

 

dead but dreaming 01Хасинто (Хак) Авила и Эми Хэскет — довольно известные (в узких кругах) персонажи. Их деятельность в рамках компании «Red Feline», снимающей постановочный псевдо-снафф, в котором они выступают под масками Жан-Жака и Джейн фон Детлефсен соответственно, привела к появлению изрядного количества фильмов с характерным фетиш-содержанием, которые едва ли можно отнести к искусству кино. Они проходят по какому-то иному ведомству и едва ли могут полностью удовлетворить страсть художника к творчеству. Если, конечно, 02он настоящий художник. И даже если предметом исследования этого художника является боль, очарование которой Эми не устает высказывать в своем интернет-блоге и интервью для различных изданий. Тем более, это касается Авилы, успевшего постажироваться в Голливуде и явно мечтавшего о чем-то большем, чем производство роликов для специфической аудитории. Так что dead but dreaming 03неудивительно, что творческий союз Авилы и Хэскет со временем вышел за узкие рамки «тематической» продукции и отправился покорять «большое кино». Не выходя, правда, при этом за границы хорошо знакомой им проблемы.

Конечно, режиссеров, средствами кино исследующих мир физических страданий, сегодня хватает: тут и откровенные трэшеры вроде Билла Зебуба или Уильяма Хэллфайра, и вполне серьезные авторы: например, Мариан Дора или Паскаль Ложье. Тем не менее, Авила и Хэскет решили, что созданная ими компания «Pachamama Films» сможет занять свое место под солнцем. И принялись со всем нерастраченным на роликах «Red Feline» пылом романтизировать пытки.dead but dreaming 04

В отличие от большинства конкурентов, в своих фильмах Хак и Эми представляют страдания человеческого тела в максимально эстетизированной форме: здесь не увидишь натуралистичных подробностей, бутафорских кишок и литров искусственной крови. Хлыст оставляет на теле подчеркнуто «фальшивые» следы, а распятие выглядит словно сошедшим с обложек готических музыкальных альбомов. dead but dreaming 05Ведь ничто не должно нарушать красоту картинки, в которой в единое целое складываются экзотические боливийские пейзажи, музейные интерьеры колониальных времен и обнаженные женские тела, закованные в кандалы или привязанные к кресту.

При этом, в отличие от того же Билла Зебуба, остающегося полным профаном в киноискусстве, сколько бы ни снимал своего зубодробительного трэша, Авила — профессионал. И его фильмы не ограничиваются демонстрацией фетиша. Иначе не стоило бы огород городить — достаточно было по-прежнему подвизаться за камерой в «Red Feline». Используя минимальный бюджет, крохотную массовку и минимум спецэффектов, он умудряется заинтересовать зрителя рассказанной историей. Конечно, в итоге сюжетная канва его фильмов служит одной цели — той самой, о которой уже много было сказано выше. Но происходит это исподволь, почти dead but dreaming 06незаметно — особенно для того, кто не знает всей подноготной режиссера и продюсера (она же — исполнительница главной роли).

Вполне естественно, что при таком подходе к делу, первые картины Авилы и Хэскет были посвящены христианским мученикам («Смерть святой Эулалии»), маркизу де Саду («Маркиз де ля Круа») и католической инквизиции (переведенный на русский язык «Малефикарум»). А вот то, что позднее dead but dreaming 07они пришли к вампирской истории — уже не так очевидно. Казалось бы, при чем тут страдания тела и не-мертвые, этих самых страданий по определению не испытывающие? Секрет, очевидно, скрывается в «готической» эстетике, тягу к которой испытывают и Авила, и Хэскет. Эми, например, первым в списке своих любимых фильмов назвала продукцию студии «Хаммер», и именно на британскую классику 60-х годов ориентирована эстетика картины «Мертва, но видит сны». Это очевидная дань второму увлечению этой пары. Но даже выдвигая на передний план вампирическую атмосферу со всеми этими «гнездами» и «птенцами» (кто сказал — Энн Райс?), Авила с Хэскет не изменяют своей главной страсти. Основной отличительной чертой их вампиров является физическая боль, которую должны испытать смертные тела перед Преображением. Только тогда родится Высший вампир. Иначе, не-мертвый будет обречен оставаться вечным и практически безмозглым рабом своего создателя.dead but dreaming 08

Именно в поисках своих первых «птенцов» приезжает в Ла-Пас вампир Нахара, бежавшая от своего содателя, князя Не-мертвых Азара. Здесь ее влечет к себе ирландская революционерка Мойра О’Хиггинс, приехавшая в Верхнее Перу, чтобы бороться против испанских колонизаторов. Свободная, отважная женщина кажется Нахаре идеальным соратником, но чтобы сделать ее подобной себе, необходимо, чтобы она не сломалась под пытками. А потому, Мойре предстоит dead but dreaming 09попасть в руки испанского гарнизона. Обвиненная в шпионаже, бунте и убийствах, девушка оказывается в застенках, а ее связная — дочь настоятеля местного собора, становится новой целью Нахары.

Впрочем, в отличие от более раннего «Малефикарум», в «Мертва, но видит сны» Авила не ограничивается одной сюжетной линией. Говоря откровенно, та картина недалеко ушла от фетиш-продукции Жан-Жака и Джейн фон Детлефсен. Здесь же стремление боливийца снимать «настоящее» кино начало обретать реальные формы, а история Нахары и Мойры — второй слой. В нем в Ла-Пас, находящийся накануне национально-освободительного восстания, вслед за беглым «птенцом» приезжает князь вампиров Азар со своей не многим менее древней возлюбленной Афродизией. Эта линия позволяет Авиле изрядно пофилософствовать dead but dreaming 10устами Азара. Его диалоги с Афродизией, по форме напоминающие классические работы Платона, никак не влияют на сюжет (собственно, Азар никак не вмешивается в действия Нахары, наблюдая за ней издалека), зато позволяют подвести под творчество дуэта Авилы и Хэскет теоретическую базу. Превращают «Мертва, но видит сны» в своеобразный философский манифест, отчасти опирающийся на работы де Сада, отчасти на жития католических мучеников, отчасти на ницшеанскую трагедийную эстетику. Конечно, в результате у них получается dead but dreaming 11совершенно безумный постмодернистский микс, но в современном искусстве случаются завороты и покруче. Достаточно вспомнить того же Мариана Дору с его поэмами гниения и распада «Каннибал» и «Меланхолия ангелов».

Балансируя между эксплуатационным кино и откровенным трэшем, «Dead by Dreaming» умудряется, порой, подниматься до философских размышлений и делает заявку на создание нового жанра в кино. Во всяком случае, похоже, что здесь Авила и Хэскет нашли тот путь, который позволит им, наконец, вырваться из своего прошлого, не изменяя себя и не изменяя себе. Удастся ли им это, покажет окончание задуманной ими «вампирской» трилогии.

Страница фильма «Мертва, но видит сны» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 4 = 1