Продолжаем «Историю Ужасов». Год — 1942. место — США, а фильм — «Люди-кошки»
—
В 1940-х, как и в 1930-х, хоррором рулила студия «Юнивёрсал», снимая фильмы сначала про одного монстра («Человек-Волк»), потом — про двух («Франкенштейн встречает Человека-Волка»), а потом — и про трёх («Дом Франкенштейна»), причём не один раз («Дом Дракулы»). Эти фильмы становились всё более нелепыми с каждом разом — и в каждом из них имелись вполне качественные (по тем временам) эффекты, большие звёзды (Боря Карлофф, Бэла Лугоши, Лон Чейни Младший), мощные декорации и вполне пристойный саундтрек (хоть и повторяющийся из фильма в фильм)
—
Иначе говоря, это были блокбастеры. Типа нынешних «Мстителей» — развлекательные, прикольные, но… не имеющие особой исторической ценности. Так что, на этот раз, мы отойдём от «Юнивёрсала» — и переключимся на… низкобюджетный хоррор.
—
В данном случае — на продюсера Вала Льютона, которому давали деньги и заголовок (типа — вот тебе бабло, сними фильм под названием «Люди-Кошки»). И ушлый Льютон выискивал старые декорации и никому ненужных актёров — и снимал фильмы, которые частенько не соответствовали своим названиям. По сути, Вал Льютон был предшественником таких мега-продюсеров, как Роджер Корман, Чарльз Бэнд и Ллойд Кауфман — настоящий независимый творец — ушлый, экономный, но… талантливый
—
—
Однажды, американский архитектор, Оливер Риид, встречает прекрасную сербскую иммигрантку Ирину Дуброву. Между Оливером и Ириной вспыхивает любовь, и ничто не может встать между ними… кроме суеверного убеждения Ирины, что она проклята — и если кто с ней переспит, Ирочка превратится в женщину-кошку — и убьёт своего партнёра. И вот, Оливер вынужден чтить верования Ирины — и любить её платонически… но, понятное дело, рано или поздно, на горизонте появляется другая женщина…
—
—
«Люди-Кошки» — это культовая классика. Главное отличие фильма от «Юнивёрсаловских» блокбастеров тех времён — почти вся «жуть» происходит за кадром. Причины банальны — у Льютона нет денег на услуги Джека Пирса, так что мы ни разу не видим «кошачью ипостась» Ирины, но от этого фильм лишь выигрывает.
—
Режиссёр Жак Тёрнер прекрасно просёк, что можно играться со зрительским воображением, дабы нагнать страха. К примеру, одно дело — когда зритель видит человека-волка, скачущего на жертву, но другое — когда зритель знает, что где-то во тьме притаилась женщина-кошка. Как она выглядит? Она ходит на четвереньках, или на своих двоих? Где именно она? Не известно. Ясно лишь, что она опасна и она где-то рядом…
—
Дамы и господа, это — САСПЕНС чистой воды. Любимое орудие Альфреда Хичкока, суть которого — в нагнетании напряжения минималистичными, но аккуратно продуманными способами. Что делать, когда нет денег на реалистичные спец.эффекты — скрывай их. И пользуйся зрительским воображением. Именно так, кстати, Стивен Спилберг снимал «Челюсти», скрывая убогость эффектов (по мере возможности) и концентрируя зрительское внимание на деталях. Так что, «Люди-Кошки» — это фильм, который я рекомендую просмотреть КАЖДОМУ, кто хочет снимать кино. Просмотреть, разобрать на сцены и досконально изучить, как работает тот или иной приём.
—
В конце-концов, спецэффекты неизбежно стареют, но монтаж и атмосферность — всегда неизменны.
—
При бюджете в $130 000, «Люди-Кошки» набрали больше миллиона, став настоящим спасением для прокатчика RKO Pictures (впрочем — спустя 6 лет, компанию купил Говард Хьюз — и добил-таки её).
—
—
Ну а что сейчас? Увы, для современного зрителя, фильм может показаться несколько затянутым (особенно его первая «лирическая» половина). Любителям экшна данный фильм совершенно точно не приглянется. А вот любителям атмосферы — вполне возможно.
—
На этом, я закрываю 1940-ые, так как после провала «Дома Дракулы» в 1945-ом году, всем стало ясно, что хоррор изжил себя. Не говоря о том, что под конец 1940-х, народ всех национальностей сотнями погибал в Великой Отечественной войне, по завершению которой, как Америке, так и СССР, была предоставлена ядерная мощь, уничтожившая целых два японских города.
—
—
Как вы уже поняли, реальных ужасов в 1940-х было достаточно. А потому, ужасы киношные немного затихли, уступив место более жизнерадостным жанрам, вроде «нуара», комедий, мультиков от «Диснея» и научной фантастики… однако, в 1950-х, ситуация поменялась. Именно тогда вдруг выяснилось, что ужастики могут быть не только мистическими, но и фантастическими. И понеслось…
… но об этом — в следующий раз.
Я не стала исправлять в тексте, можете сделать это сами, но Ирина была сербской эмигранткой, а не сибирской. К ней, кстати, в ресторане подходила женщина и говорила с ней по — сербски.
М-да, описка вышла… Сибирь была на уме…
А КАК я могу исправить текст? Где кнопка редакции?
Я исправила 🙂
Отличный фильм. А вот сиквел у него странный, удивительно перешедший в подобие детской фэнтези.