Если вы следите за рубрикой «История Ужасов» — то заметите, что мы уже изучили главные немые ужастики — и теперь переходим к фильмам звуковым. А первым звуковым фильмом ужасов является —
—
—
После оглушительного коммерческого успеха «Призрака Оперы», Карл Леммле (тогдашний хозяин Universal Pictures) понял, что надо ковать железо, пока горячо. И решил экранизировать сразу два мощнейших хоррор-произведения тех времён — «Дракулу» Брэма Стокера и «Франкенштейна» Мери Шелли. Сразу замечу, «Universal» — ДАЛЕКО не первые, кто снял данные экранизации: про Франкенштейна Томас Эдисон выпустил короткометражку ещё в 1910-ом, ну а «Дракулу» снял Фридрих Мурнау, хоть и под названием «Носферату» .
Так чем же примечательны фильмы «Universal»? А тем, что монстры, порождённые данной студией, стали культовыми
—
—
«Призрак Оперы» дал толчок, являясь «случайным успехом». Но ПО-НАСТОЯЩЕМУ, «Universal» разошлась именно в 1930-х.
Изначально, планировалось снимать «Дракулу» и «Франкенштейна» с участием Лона Чейни-Старшего. И вот, по итогу — договорились с Чейни о «Дракуле», при условии, что ставить будет Тод Браунинг, с которым актёр уже поработал над легендарным «утерянным сокровищем» — «Лондон После Полуночи»
—
—
Увы, Чейни умер от рака горла, так и не выступив в своём звуковом дебюте… но Тод Браунинг остался в режиссёрском кресле, а на роль Дракулы, по итогу, был взят никому неизвестный болгарин — Бэла Лугоши
—
—
Действие разворачивается в «наши дни» (с учётом того, что снят фильм в 1930-м). Курьер Рэндфилд едет в далёкую Трансильванию к графу Дракуле, чтоб тот расписался в документах о покупки Лондонской недвижимости… уже улыбаетесь? Знаете, к чему всё идёт?
—
—
И немудрено: именно этот фильм установил все штампы Дракулы: старые коридоры, окутанные паутиной, летучие мыши, чёрный плащ, пронзительный гипнотический взгляд, болгарский акцент и — конечно же — фирменные фразы: «Дети Ночи» и «Я никогда не пью…вина».
—
—
Для Бэлы Лугоши, «Дракула» стал примерно тем же самым, что «Терминатор» — для Арнольда Шварценеггера: невиданная слава, куча контрактов, личный дом в Беверли Хиллз… а лицо его стало, фактически, символом хоррора. Бэла Лугоши из малоизвестного театрального артиста превратился в хоррор-икону практически мгновенно. И стоит заметить — неспроста.
—
—
Персонаж Лугоши имеет тёмное очарование. Практически всё: походка, взгляд, жесты, голос (особенно голос) — идеально создаёт героя, олицетворяющего смерть, но и, по-своему, притягательного и, даже, сексуального.
—
—
Впрочем, Бэла — не единственная «звезда». Фильм также стал отправной точкой в карьере актёра Дуайта Фрая, также ставшего хоррор-иконой, хоть и меньшего масштаба (что поделать — слуга Дракулы)
—
—
Также хорошо выступили все остальные титульные актёры: Дэвид Мэннэрс, Элен Чандлер и Эдвард Ван Слоан — все они ещё не раз мелькали в фильмах от «Universal». Тод Браунинг настаивал именно на никому не известных ТЕАТРАЛЬНЫХ артистах — и не зря: большинство актёров киношных привыкли к эстетике немых фильмов, требующих излишней артикуляции, что в звуковом кино похоже на ужасный наигрыш.
—
—
Также, поскольку «Дракула» являлся одним из первых звуковых фильмов — в нём очень много так называемого «мёртвого эфира» — сцен, где звуков нет никаких ВООБЩЕ. Это — большая погрешность звукорежиссёров, но для того времени простительно — все были «зелёными»… более того, данная тактика идеально дополняет жуткую атмосферу, наглядно демонстрируя, что иногда меньше — значит лучше («Юнивёрсал» спустя 10 лет, правда, выпустила версию с музыкальным скором… но, увы — уже не «торт»).
—
—
В общем, «Дракула» имел колоссальный коммерческий успех — и «Франкенштейн» — вопрос решённый… только, вот, Бэла Лугоши отказался от роли монстра. Ибо в самом деле, разве можно прославится, играя уродливого рычащего персонажа… что поделать, все мы ошибаемся
—
—
Что ещё можно сказать о фильме, породившего жанр «Чиллеров» с соответствующей эстетикой и штампами. Что ещё можно сказать о фильме, ставшем именем нарицательным? Что ещё можно сказать о фильме, прочно и надолго вошедшем в историю?
Только то, что это — лишь начало. Начало «Золотого Века Ужасов». И любой, кто зовёт себя хоррорманом — знать этот фильм просто ОБЯЗАН.
«Дракулу» не видел, к сожалению. Хотя я не большой поклонник американских хорроров до 1950-х гг. Из первой половины века я предпочитаю что-нибудь европейское. Но «Дракулу» посмотрю когда-нибудь, так как хорошо отношусь к Бела Лугоши.
Речь о фильме 1930-ого. В 1950-х, ужастики были СОВСЕМ другими.
Конечно. Я о том и говорю. В США они были заражены театром, собственно кино в них было немного, в отличие от хорроров экспрессионизма хотя бы, которые ты раньше обозревал. Потому из хорроров того периода я видел только «Франкенштейна» и «Кинг-Конга», если его можно назвать хоррором.
Лугоши вообще-то венгр, а не болгарин))))))
И автор забыл упомянуть тот факт, что одним из штампов, по крайней мере у американцев стал «вампирский» акцент — копирование произношения Лугоши.
Автор сравнивал «Дракулу» Лугоши с «Терминатором» Шварценеггера неспроста: у одного — венгерский акцент, а у другого — австрийский. И оба акцента у американцев вызывает чёткую ассоциацию: «Ай Нэвер Дринк Уайн» — Дракула, а «Айлъ Би Баэк» — Терминатор ;).