Фильм снимал Чарльз Бэнд и здесь он ещё ощутимо творчески молод, как и его студия пока названная «Empire Pictures», что после станет известная заглавием «Full Moon». Автору не хватает умения сделать насыщенную остросюжетную картину направления b-movie. Недостаёт визуальных эффектов для демонстрации различных магических элементов, присутствующих в сценарии, наравне с динамикой повествования. Неспешный ритм пронесён почти на весь хронометраж, где зритель наблюдает неторопливый рассказ, чем-то напоминающий страшную сказку о колдовстве, проклятиях, чудищах, лесной избушке и злом чародее. А ведь именно у многих студийных работ «полной луны» вся прелесть в какой-то волшебной наивности, передающейся от вечного фантазёра Бэнда, создающего даже хоррор на сказочном остове.
Поэтому при просмотре нынешней картины невольно замечаешь её визуальные промахи с частыми сюжетными провисаниями, зато улавливаешь до боли знакомую атмосферу странного диковинного сна, переходящего в кошмар, где многое лишено чёткой логики или объяснений. Упор делается скорее на мрачную байку, когда лишённая особой предыстории героиня из реального мира с прозаической автострадой вдруг сворачивает в лесную чащу, населённую непонятными видениями, демоническими существами, заколдованным влюблённым страдальцем, проходом в иной мир… Эта колдовская вотчина наполнена особым духом, где время словно остановилось, не давая трагедии прошлого уйти в просто память, заставляя вновь и вновь будоражить лес её отголосками, вмешивая туда новые судьбы и героев, пока наконец-то высшие силы не ознаменуют справедливый конец.
Много работая со светотенью, взамен запоминающейся бутафории, режиссёр всё-таки вполне приемлемо справляется с поставленной задачей. Его можно легко обвинить в визуальной невыразительности, что станет просто констатацией факта, ещё раз указав на самый ранний период творчества от студии, что никогда не выходила за рамки «бимувишных» постановок даже в самое успешное время. Однако очень многое скрашивает музыкальное оформление от маэстро Ричарда Бэнда, который своими композициями всегда умел идти невероятно близко с сутью истории, на этот раз, выдав печальный мотив, символизирующий представленную трагедию. Здесь есть почти экранизация обобщённых детских сказок о коварном колдуне, его уродливых приспешниках, леснике, старушке и зачарованной девушке, вступающих в извечную борьбу Добра и Зла. Наивно. Просто. Дёшево. Но всё-таки сказочно, пускай всё также наивно, просто и дёшево.
Сюжет:
В 1871-ом году злой колдун Дельгадо наслал чары на девушку Анну, из-за чего её возлюбленный Аарон вступил с ним в схватку. В итоге произошла трагедия со смертью красавицы, а защитник получил проклятие не стареть и превращаться в безумное чудовище… Миновали годы, наступил 1955-й. Официантка Лорейн, ехавшая по автостраде, подсаживает путника. Однако вскоре её начинают посещать видения, ведь она как две капли воды похожа на погибшую Анну. Оказавшись во власти чар, девушка сворачивает в лес, впутываясь в историю прошлого…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Тоже упущение моё. Фильмы Чарльза Бэнда вроде не видел, хотя мне нравятся фильмы категории B тех лет.
От себя добавлю, что это экранизация одноименного рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта. Сам фильм посмотреть можно, хоть он и чуть ниже среднего.
На «Empire Pictures» делались самые крутые картины под чутким руководством Чарли Бэнда: «Извне»(1986), «Реаниматор»(1985), Куклы (1986) и «Проклятие»(1987).
Продюсерские работы его я видел, а вот то, что он сам снимал. А по поводу Лавкрафта — на мой взгляд, его никто не понимает лучше Стюарта Гордона. Мне особенно его «Дагон» нравится, а также новеллы из «Мастеров ужаса».
Кстати, говоря о Бэнде и толковых экранизациях Лавкрафта, на мой взгляд, самый лучший фильм режиссёр снял по произведению писателя, который вызывает целую бурю восторга. Имеется в виду проект «Pulse Pounders», что пролежал с 1988-го года в безызвестности до реставрации 2011-го. Это предполагался альманах из трёх примерно получасовых историй. Одна из них снята Бэндом в заглавии «Зловещий священник» (о ней можно подробнее почитать на сайте, если кому интересно), и, думаю, она ничуть не хуже культовых работ Гордона.
Видел «Зловещиго священника» — неплохо, но лучшими экранизациями студии Бэнда до сих пор остаются «Реаниматор» и «Извне» — однозначно культовые и близкие по духу Лавкрафту картины. «Доведенные до дрожи» — хотелось бы посмотреть полную хоррор-антологию — но где ее взять?
Насколько мне известно, про антологию пока Бэнд не упоминал. Он предпочёл выпустить три отдельных фильма. Первый был «Зловещий священник», вторым запланирован (вроде уже где-то состоялся показ) эпизод из вселенной «Трансеры», а финальный будет посвящён главе из кино-сборника «Хозяин подземной тюрьмы». Уверен, что после Бэнд обязательно, когда соберёт прибыль от этих лент, он их впустит уже под единой обложкой с заглавием «Pulse Pounders», потому что на его студии это частый приём, когда уже виденные ужастики компонуются и вновь издаются альманахами.
Вообще с этим фильмом связаны давние зрительские разногласия: одни считают, что он снят по мотивам произведения Лавкрафта, другие не находят здесь даже самого вольного «по мотивам» 🙂 Лично же я придерживаюсь скорее второй позиции, так как в титрах упоминания писателя нет, а чем вдохновлялся сценарист – вещь известная лишь ему.
«Алхимик» — это явно, пусть и вольная, но экранизация рассказа знаменитого писателя. Я рассказ читал и там есть множество схожестей. То, что про это нет упоминания в титрах — ровно счетом ничего не значит. Бэнд — фанат Лавкрафта и этим все сказано. Если брать вообщем все экранизации его произведений или отсылок к творчеству, то среди них я бы особо выделил: «Гемоглобин»(1997), «Некрономикон»(1993), «В пасти безумия»(1995), «Реаниматор»(1985), «Дагон»(2001), «Дом Ктулху»(1990), «Извне»(1986), «Невеста реаниматора»(1990), «Проклятие»(1987), «Невыразимый ужас-2: записки Рэндольфа Картера»(1993), «Зов Ктулху»(2005) и «Цвет из тьмы»(2008) с Дэбби Рошон в главной роли. Среди данного списка есть довольно крепкие работы, если кто что не глядел, то настоятельно рекомендую ознакомиться.
P.S. Можно еще вспомнить неплохой хоррор «Сокрытый ужас»(1994) с Эшли Лоуренс и бездарные «За стеной сна»(2006) и «Доведенные до предела»(2006) — наглый плагиат на «Извне»(1986).
Но конечно сверхъжуткий хоррор режиссера и сценариста Дэна О’Бэннона(R.I.P.) «Воскресший»(«Восставший из мертвых»,1991) я считаю одной из лучших киноработ по произведениям писателя. Есть и различные телевизионные вариации…
Мои любимые картины по произведениям Лавкрафта: 1.»Извне»(1986), 2.»Дагон»(2001), 3.»Воскресший»(1991), 4.»Реаниматор»(1985). Эти фильмы получают от меня наивысший балл. Стюарт Гордон и Брайан Юзна — единственные, кто практически идеально передают атмосферу его рассказов.
А ещё Стюарт Гордон хорошо экранизирует Эдгара По. В более слабом втором сезоне «Мастеров ужаса» его «Чёрный кот» — неожиданный и приятный подарок.
Да, Гордону хорошо даются экранизации, но и отдельные его фильмы довольно хороши. Мне из «МУ» всего две экранизации понравились: первая — «Сны в доме ведьм» Стюарта Гордона по рассказу Лавкрафта; вторая — «История Хэккеля» Джона Макноутона по рассказу Клайва Баркера.