Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Его величество Саспенс – анализ романа Роберта Блоха и фильма Альфреда Хичкока «Психо» (Psycho).

 
Постер фильма "Психо"

Постер фильма «Психо»

Статья содержит спойлеры, поэтому если вы не смотрели великолепный фильм Альфреда Хичкока и не читали потрясающий роман Роберта Блоха, обязательно сделайте это до ознакомления со статьей, чтобы получить максимальное удовольствие от просмотра картины или чтения книги (примечание автора материала и администратора сайта Алексея «Max Cady» Петрова).

«Психо» – революционный фильм, навсегда изменивший не только жанр хоррор, но и мировой

Обложка книги "Психо"

Обложка книги «Психо»

кинематограф в целом. Альфред Хичкок рассказал удивительную, непредсказуемую и страшную историю, сумев одновременно сбить с толку, шокировать и напугать зрительскую аудиторию. Заслуга режиссера неоспорима и величественна, но далеко не все знают, что «Психо» — это экранизация одноименного романа Роберта Блоха, известного американского писателя «жуткого» жанра. Именно Блох создал блестящий литературный психо-триллер, вдохновивший Хичкока на создание своей лучшей картины. Режиссер бережно перенес книгу на экран, глобально ничего не изменив в описываемых событиях и сюжетных поворотах. Но тем не менее «Психо» не тот случай, когда можно сказать, что роман и фильм по сути одно и то же. Хичкок как кинематографист использовал свои приемы для достижения мощно-эмоциональной реакции публики, а Блох, как писатель, свои. Но в одном и режиссер и литератор сделали одинокого сильный акцент, и имя ему – Саспенс.

мотель Бейтса в фильме "Психо"

мотель Бейтса в фильме «Психо»

Саспенс – это «нарастание напряженного ожидания» по определению режиссера Франсуа Трюффо после интервью с великим Хичкоком. Проще говоря, это то нервное напряжение, которое испытывает зритель/читатель, когда видит опасность, угрожающую герою фильма/книги, о которой сам герой не подозревает. В более широком смысле можно сказать, что это незримая угроза, когда аудитория не знает, что именно ждет персонажа, но чётко ощущает, что «что-то страшное грядет». В литературе и кино подобный эффект достигается разными способами, хорошо заметными на примере романа Роберта Блоха и его экранизации.

Норман Бейтс в исполнении Энтони Перкинса

Норман Бейтс в исполнении Энтони Перкинса

Книга начинается со сцены из бытия Нормана Бейтса – замкнутого владельца мотеля, живущего много лет с матерью и не помышляющего о другой судьбе. Об этом нам рассказывает первая глава, как и о том, что Норман любит книги с описанием причудливого насилия, а его мать, грубо говоря, настоящая старая

Главная героиня Мэрион Крэйн в исполнении Джанет Ли

Главная героиня Мэрион Крэйн в исполнении Джанет Ли

стерва, у которой к тому же явно не все дома. Кажется, что в такой информации нет ничего откровенно страшного, но образ причудливой семейки сразу же заставляет поежиться от беспокойства и настроиться на неизбежные мрачные событии, которые произойдут в мотеле Бейтса. А в фильме первый эпизод – это постельный диалог мужчины и женщины, из которого мы узнаем об их пылких чувствах, но и бедственном положении, когда у любовников недостаточно средств, чтобы связать себя узами брака и

постельная сцена в "Психо"

постельная сцена в «Психо»

безбедно жить дальше. Здесь Хичкок куда больший обманщик в хорошем смысле слова, чем Блох. Если писатель пусть ненавязчиво и неявно, но всё же сразу создает атмосферу хоррора, заостряя внимание на ненормальности Нормана Бейтса и его матери, то режиссер фактически показывает фильм другого жанра, чтобы потом шокировать зрителя резкой сменой смысловой направленности повествования.

Черный бюстгальтер Мэрион Крэйн, как символ совершенного ей преступления (авторский прием Хичкока).

Черный бюстгальтер Мэрион Крэйн, как символ совершенного преступления (авторский прием Хичкока).

Ведь изначально кажется, что лента «Психо» — это криминальная драма о крупной краже во имя лучшей жизни, и публика настраивается на кино о совершенном преступлении и неизбежном наказании — аресте героини или ее злоключениях с моралью «украденные деньги до добра не доведут». Причем саспенс у Хичкока окутывает картину еще до начала неожиданных сюжетных поворотов. Сразу после кражи с мгновенным бегством из города героиня нервно озирается по сторонам и чувствует себя загнанной лошадью, а сопровождает тревожный видеоряд потрясающе-напряженная музыка Бернарда Херрмана, буквально играющая на нервных струнах. А далее и Блох и Хичкок приводят читателя/зрителя в ванную номера злополучного мотеля, где остановилась переночевать воровка Мери, в которой нас ждет убийство, навсегда изменившее мир.

Мэрион Крэйн за мгновения до смерти

Мэрион Крэйн за мгновения до…

Что делает Блох в романе? Он в качестве прелюдии создает неслабое сексуальное напряжение, когда без откровенных подробностей описывает обнаженную героиню, крутящуюся перед зеркалом, подчеркивая её молодость и красоту. А потом шокирует внезапным появлением убийцы с жутким лицом и единственным ударом топором. Вот так — резко, быстро, неожиданно, сразу же обрывая главу, чтобы заставить читателя открыть рот от удивления и переварить внезапный ужас. Хичкок же в экранизации превращает нежданное умерщвление героини в шедевр

Смерть в ванной

Смерть в ванной

Оборванная жизнь...

Оборванная жизнь…

кинематографического насилия. Пусть эпизод в фильме также достаточно короткий, но он чрезвычайно яркий и насыщенный художественными нюансами. Вот обнаженная девушка встает под душ: камера не показывает интимных мест, что невольной будоражит воображение, но зритель не успевает мысленно дорисовать волнующий образ, так как за ширмой появляется зловещая безликая фигура. А дальше взмах большим ножом, дикий крик ужаса и серия ударов под душераздирающий саундтрек. Причем это отнюдь не зверски-мясная сцена в визуальном воплощении, характерная для современных слэшеров. Зритель не видит ни тяжелых ран, ни рек крови, но виртуозный монтаж с быстрой сменой кадров с ножом, кромсающим красивое женское тело, создает шоковый эффект. А последующий, медленно отъезжающий назад, крупный план лица погибшей девушки абсолютирует жуткие зрительские ощущения. Именно эту хоррор-сцену в ленте Хичкока принято считать эталонной и самой страшной, из-за чего незаслуженно забывается мощный эпизод второго убийства, который в книге и в фильме также представлен по-разному, с самобытными литературными и кинематографическими нюансами.

Не менее страшный эпизод в "Психо", чем убийство в ванной

Не менее страшный эпизод в «Психо», чем убийство в ванной

В книге обреченный детектив поднимается по лестнице жуткого дома, чтобы переговорить с миссис Бейтс, и он благополучном добирается до комнаты старой дамы, а там…Роберт Блох вообще не описывает насилие, он просто говорит, ЧТО нашла Норма Бейтс перед появлением сыщика в её обители, и одного короткого предложения достаточно, чтобы понять всё остальное и вообразить ужасающую картину. А у Хичкока смерть настигает жертву прямо на лестнице в великолепно-страшном эпизоде; мы видим гримасу боли и ужаса детектива, получившего страшный удар. Еще не испустивший последний вздох покойник неосознанно пятится вниз по ступенькам, зритель наблюдает агонию крупным планом глазами убийцы, и следующий удар ножом резко обрывает сцену, ибо больше ничего и не нужно показывать, публика уже испытала шок.

Комната матери Нормана Бейтса

Комната матери Нормана Бейтса

Сейчас сложно представить, что в страшном хорроре, будь то книга или фильм, описаны/визуализированы всего два (!) убийства, и то без натуралистичных подробностей, пугающих не тем, что в кадре/на странице, а оставшимся лишь в воображении зрителя/читателя. Именно такой «страшной скромностью» и прекрасен «Психо», когда Блох в романе пугал атмосферой патологического безумия, а Хичкок в фильме довел экранный ужас до апогея без

Незабываемый взгляд

Незабываемый взгляд

массовых смертей и кровавых рек. И писатель и режиссер нащупали суть природы страха, когда ожидание смерти куда страшнее самой смерти. Ведь в жизни нас по-настоящему пугают не сами ужасные событие, а осознание того, что они могут произойти с нами. Мы хотим верить, что никогда не столкнемся с маньяками-изуверами, которые причинят нам боль, но знаем, что они бродят где-то рядом, и боимся. Мы не желаем думать, что война или стихийные бедствия обрушатся на наши дома, но знаем, что кто-то каждый день гибнет от пуль, бомбежек или природных катаклизмов, и мы вновь боимся за себя и близких. Мы не кидаемся на стенку от страха перед возможными событиями, но постоянно ощущаем тревогу, подсознательно или осознанно. Поэтому «саспенс» — отнюдь не иллюзорный художественный прием, мы реально живем в этом состоянии, в котором главные герои – это мы сами. И потому «Психо» так пугает нас, ибо в роман/фильм заложен первобытный человеческий ужас, который всегда с нами…

Страница фильма «Психо» в КЛУБ-КРИКе

Страница книги «Психо» в КЛУБ-КРИКе

Также читайте в Клубе:

Статья об Альфреде Хичкоке

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

18 комментариев Его величество Саспенс – анализ романа Роберта Блоха и фильма Альфреда Хичкока «Психо» (Psycho).

  • NaObi NaObi

    Леш, молодчинка, такую сравнительную работу провел (да еще в самом начале новогодних праздников, когда у многих вообще проблемы с аналитикой :D) Прелесть «Психо» как в его литературном, так и экранизированном варианте заключается именно в эффекте неожиданности, который способен дать куда больше в плане зрительских эмоций, чем многие откровенно-жестокие слэшеры. А то, что книга, на которой Хичкок основывал свою картину, существует, я узнала именно от тебя, так что есть к чему стремиться в плане прочтения.
    P.S. Про смену белого бюстгальтера на черный как символ утерянного благочестия в связи с совершенной кражей я тоже в теме — прием действительно интересный, опять же потому что нечасто встречается.

    • Оксана, спасибо 🙂 Как всегда очень приятно твое внимание к моему творчеству и твоя похвала. Кстати, говоря о книге, она реально хороша тем, что роман интересно читать и при осведомленности обо всех сюжетных поворотах из фильма Хичкока. Блох — отличный психолог, по крайнем мере на уровне осмысления сущности безумия, порождающего страшные преступления, и читать его произведение — одно удовольствие! Поэтому когда будет соответствующее настроение — возьмись за эту книгу, более чем уверен, что она тебя не разочарует.

      P.S. Про бюстгальтер я специально написал именно в комментарии к фото, а не в основном тексте, чтобы иллюстрации к статье также несли определенную полезную информацию 🙂

  • Роберт Виллэн

    Отличная статья получилась.

    • Спасибо, Андрей, я впервые писал перекрестную рецензию одновременно на книгу и фильм, поэтому особенно приятно услышать, что эксперимент удался 🙂

  • MidnightMan

    Поддержу мнение остальных, так как было очень интересно почитать!

    • Спасибо, Рома ) Я по сути здесь главной задачей считал рассказать не столько о фильме Хичкока, сколько о литературном первоисточнике, показать, благодаря чему фильм получился настолько замечательным. И этот текст я редактировал раз десять, прежде чем опубликовать )

  • Интересно, что сиквелы-фильмы и сиквелы-книги пошли совершенно разными дорожками…

    • Открою секрет касаемо ближайших творческих планов в Клубе; я не попрощался с героями Блоха и Хичкока; в обозримом будущем от меня будет большая рецензия на условной приквел — сериал «Мотель Бейтсов», который сейчас в процессе просмотра, а статья уже в процессе написания.

  • Кстати, мини-голосование — как правильно переводить название фильма Хичкока «Psycho» на русский?

    А. «Психо» — это устоявшийся перевод, к которому все привыкли.
    Б. «Психоз» — именно так характеризуется состояние героя Нормана Бейтса.
    В. «Психопат» — вообще-то именно так переводится слово «Psycho».

    Голосовалка какое-то время провисит слева.

  • Проголосовал, и думаю, я знаю правильный ответ 🙂

  • Леша, я послушал твои наставления и не стал читать материал до тех пор, пока не посмотрел само произведение. Так что спасибо, а то впечатления бы несколько подпортились! Это таки случилось, мой план по «освоению» страшных классических кинолент постепенно осуществляется. 😀 Я поставил десятку, абсолютно искренне и с чистой душой. За весь просмотр я реально испугался как минимум в двух местах. СПОЙЛЕР! Помимо этого, личным эффектом неожиданности была сцена в душе: нет, я знал, что она вообще будет, но не предполагал, что так быстро, и что первой жертвой станет, собственно, главная героиня… В первые минуты ты уже привыкаешь к ее таинственности и обворожительности, начинаешь оценивать совершаемые ею поступки, в конце проникаешься решению не усугублять ситуацию дальше и вернуться домой, а потом БАЦ…и уже новые герои! Мне понравился такой поворот. Действительно страшный напряженный фильм, интересно, что бы со мною было, посмотри я его лет 15 назад. ))

    ЗЫ: о финальном твисте в принципе догадался, но далеко не сразу мысль возможного исхода посетила меня. )

    • О, Никита, как я люблю твои эмоционально-искренние отзывы! ) Слушай, круто, на самом деле, что тебе так понравился этот фильм, потому что немало людей из нового поколения зрителей смотрят «Психо» и говорят — «Ну и чего здесь страшного?» На подобный вопрос-мнение, конечно, влияет то, что шедевр Хичкока так или иначе был процитирован во множестве фильмов, поэтому сейчас сюжетные повороты уже могут абсолютно не удивлять многих, но здесь главное почувствовать и увидеть красоту стилистики и драматургии именно этой картины, старого-злого «Психо», и я рад, что у тебя это получилось. )

Добавить комментарий

  

  

16 − = 7