КРИК-НОВОСТИ

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Нож… Девушка… Хичкок… — отзыв на фильм «Шантаж» (Blackmail, 1929)

 

Blackmail2Мы с вами живем в эпоху, когда формат кинопоказа изменился на глазах — теперь почти каждый второй фильм сопровождается надписью на афише «3D, IMAX 3D, а также в 2D»… Причем отдельно сравниваются кассовые сборы — сколько фильм заработал «в обычном формате», сколько «в объемном» и так далее… Причем зачастую наибольшие кассовые сборы приходятся именно на «старый», обычный формат.

Даже трудно представить, как выглядела для рядового зрителя смена немого кино на эру звукового кинематографа. А уж что творилось на киностудиях… (наверно, фильм «Артист» дает одну из возможных версий того, как это выглядело). Звезды немого кино умудрялись говорить с экрана с чудовищным акцентом, техники дубляжа не существовало, видеоряд немого кино совершенно не подходил для версии со звуком… Альфред Хичкок и тут оказался впереди планеты всей — свой последний — и, на мой взгляд, лучший — фильм времен немого кино «Шантаж» он снял в двух версиях — первоначальный немой вариант, плюс звуковой, с теми же актерами (с заменой одного эпизодеского персонажа: инспектора полиции), в тех же декорациях, но иначе сместив акценты.

a alfred hitchcock blackmail dvd review 6Вот, например, сцена, в которой героиня завтракает со своей семьей, стараясь не показать виду, в какую жуткую историю она попала накануне — она зарезала ножом насильника. В немой версии отец предлагает ей нарезать хлеб. Девушка дрожащими руками берет нож… Крупным планом показан звенящий звонок в дверь. Девушка в истерике бросает нож, на что отец «говорит» ей (в виде «вставки-субтитров»): «Дорогая, будь осторожней с ножом, а то поранишь кого-то»…

Та же сцена в звуковой версии — на этот раз мы слышим разговор семьи: соседка рассказывает о произошедшем убийстве, но поток ее речи бессвязен — мы (и героиня) четко слышим только одно слово: «…нож… Нож… Нож!.. НОЖ!!!» В истерике девушка роняет столовый нож, и отец произносит — теперь уже «вживую» ту же фразу.

Какая сцена лучше? Однозначно, звуковой вариант цепляет больше — это слово — НОЖ — словно игла, колящая в сознание героини и зрителя. Означает ли это, что звуковой вариант «лучше»?

blackmail3Ответить на этот вопрос однозначно нельзя — потому что это два совершенно разных фильма — с разными акцентами, техническими приемами, длительностью кадров… Полностью я видел только «немую» отреставрированную версию в рамках уникального фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» — и она произвела на меня огромное впечатление. Предыдущие немые фильмы Хичкока никак нельзя назвать «ученическими», или «пробой пера», но в «Шантаже» чувствуется — господин Альфред Хичкок развернулся на полную силу, и что будет дальше — даже трудно себе представить. Он мастерски работает с динамическими сценами (быстрая езда по улицам Лондона, погони), он совершает чудеса с движением камеры (герои поднимаются вверх по лестнице и камера, не опережая и не опаздывая ни на секунду, плавно движется вверх вслед за ними). Он выхватывает из будничного видеоряда детали, которые создают полную картинку эмоций, переживаемых героями: бессильно упавшая руку, столовый нож, набросок картины…

И, наконец, это История. История преступления. История страха. Легкомысленная девушка бросает своего ухажера-полицейского ради франта-художника. Милая беседа в мансарде живописца постепенно перерастает в изнасилование… и убийство ножом — о, сколько этих ножей еще будет в творчестве Хичкока, сколько испуганных блондинок, сколько хладнокровных маньяков с чертами лиц героев немого кино! Девушка оставляет на месте преступления перчатку, однако друг-полицейский помогает ей скрыть улику. Но наутро в дом к девушке заявляется мерзкий тип, который знает ее секрет…

Poster - Blackmail (1929)_07От этой истории невозможно оторваться — тут и безукоризненная игра актеров, и витающее в воздухе «фирменное» хичкоковское напряжение — взять хотя бы сцену, когда девушке и полицейскому приходится выдавать шантажиста за своего друга, вызывая недоумение у всей семьи. История достигает кульминации в сцене погони за шантажистом, но потом выясняется, что главный «саспенс» впереди — еще не зная, что ей больше ничего не угрожает, девушка идет сдаваться в полицию… И теперь каждое слово и каждый взгляд могут уничтожить ее судьбу…

Хичкок словно накапливал в предыдущих фильмах всю темноту человеческой души, весь беззвучный крик, рвущийся наружу, и он довел свою картину до совершенства — без использования звука. И то, чего он достиг в кино в будущем — с помощью звука и цвета — всем хорошо известно. Но «Шантаж» навсегда останется застывшей в киноистории точкой перехода — от прошлого — к будущему. С этим не сравнится никакое 3D…

P.S. И, кстати, немая версия фильма собрала гораздо больше денег, чем звуковая. Почему? Да потому что звуковое оборудование в кинотеатры в глубинке тогда еще не завезли! 🙂

Страница фильма «Шантаж» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 2 = 8