Вы любите группу Slade? У них отличные, громкие, дерзкие песни, звучащие настолько современно, что трудно поверить, что написаны они в 70-е. Одна из самых популярных песен у Slade – «Cum On Feel The Noize”, в которой, по словам автора Нодди Холдера, отражен «шум толпы, бьющийся у меня в груди». Песня и правда шумная, которую отлично послушать в машине на большой скорости, или в наушниках, широко шагая по городу. А вот если бы эту песню вам включали по ночам на полной громкости, чтобы вы не заснули?
А ведь именно этим занимается главный герой фильма «Эксперимент: Зло» (в оригинале «The Quiet Ones» — «Тихони») оксфордский профессор Джозеф Коуплэнд: всячески третируя и истязая свою пациентку Джейн Харпер (в ход идет, например, прижигание руки пламенем свечи), он пытается изгнать из нее болезнь в прямом смысле этого слова – вызвать выплеск негативной энергии, зафиксировать это на пленку, и спасти таким образом от безумия множество безнадежных пациентов. Кто сказал «экзорцизм»? Нет-нет, профессор в эту ерунду не верит. А чтобы подтвердить свой эксперимент при свидетелях, он нанимает в помощники трех студентов, включая секс-бомбу и паренька с громоздкой кинокамерой. Всё-таки 70-е на дворе.
«Эксперимент: Зло» попадает в пересечение самых приевшихся в настоящее время жанров страшного кино: тут и вездесущее «мокьюментари» (съемка от первого лица с комментариями снимающего), и паранормальные явления вокруг невинной девушки, и «нехорошие больницы» с «добрыми» докторами-маньяками. В какой-то момент количество жанровых штампов становится сильнее самого материала, так, что фильм скатывается больше к «больничному» трешу вроде «Затаившихся» или «Шрамов 3D». А ведь история вполне могла претендовать на большее: стилизация под 70-е роднит ее с отличным «Заклятием». Сама дилемма – девушка и правда одержима демоном, или это гадкий профессор довел ее до такого состояния своими экспериментами и – напоминает фильм Скотт Дерриксона «Шесть демонов Эмили Роуз». Только если Дерриксон хитрил со зрителями, так и не открыв, какая из версий «правильная», то Джон Пог (автор неплохого «Карантина 2») в «Эксперименте: Зло» предлагает парадоксальный вариант: а что если справедливо и то, и другое?
Еще один несомненный плюс фильма – актер Джаред Харрис, известный широкому зрителю, как Мориарти из сиквела «Шерлок Холмс: Игра теней». Профессор Коуплэнд в его исполнении не просто безумец-садист, а искренне преданный своей идее ученый, перестающий видеть грань, за которой «помощь» несчастной девушке превращается в насилие над нею. Молодые же помощники доктора безропотно подчиняются его непреклонному авторитету. Так что следить за «моральным разложением» профессора и его команды (которые успели еще и переспать друг с другом) гораздо интереснее, чем за проделками «дьявольской» куклой Иви, «живущей» внутри бедной девушки. Тем более что финал такой истории предсказуем. Ведь с тех пор, как слэшеры уступили место на экранах мокьюментари, лавры выживающей «последней девушки» (final girl) перешли к другому персонажу – в данном случае – бесстрастно снимающей кинокамере…
Классно подмечено, что теперь часто последним «выжившим» остаётся камера 🙂 Не знаю, с чего это началось, но в фильме «Прирождённые убийцы» этот момент здорово обыграли.
Это, наверно, ещё с «Ада каннибалов» пошло. Там тоже только плёнка и осталась от съёмочной группы.