Звонок», «Спираль», «Проклятие», «Актриса-призрак» etc.
Японские фильмы ужасов в большинстве своих наиболее известных и почитаемых образцов относятся к жанру так называемых «кайданов», восходящих своими художественными корнями еще в века древности и основанных на многочисленных легендах народных авторов о злых призраках, метущихся между мирами живых и мертвых и требующих, в преимущественном большинстве, отмщения и воздаяния. «Кайданы» издавна уже превратились в беспросветную и абсолютно не вызывающую испуга попсу, представленную такими уже знатными классическими образцами, как франшиза «Фильм «Старуха» 2013 года, ставший первой полноценной режиссерской работой Ейсуке Наито, играет на поле классических японских кайданов, отсылая зрителя своими художественными мотивами к фильмам серии «Проклятие» (в особенности «Проклятие: Старуха в белом»), но в то же время являясь типичным примером модной ныне псевдодокументалистики и представляя из себя на выходе вариацию небезызвестных «Искателей могил».
Стремление режиссера Ейсуке Като соригинальничать, скрестив мифологемы кайданов со стилистикой реалистической псевдодокументалистики повествования на деле оказывается вымученным и бесполезным, ибо ничего кроме такого художественного сочетания режиссерско-стилистических методологий фильм «Старуха» зрителю предложить не способен, утопая изначально в собственной сюжетной предсказуемости, проистекающей из намного более удачных и ценных с художественной точки зрения образцов. Спасает фильм от полного и бесповоротного провала лишь небольшой хронометраж в 71 минуту с титрами с обильной событийной плотностью и типичный для японских независимых хорроров визуальный натурализм некоторых сцен, не являющийся при этом и, слава Богу, эксплицитно-шокерским и вызывающим.
Сама же Королева данного призрачного бала, загадочная полуразложившаяся Старуха, обличье которой столь блистательно и изобретательно смотрит с макабрического постера, пугает лишь поначалу, являясь скорее эдакой экстраполяцией всем знакомой нам Бабы Яги, которую, как известно, можно быстро одолеть, упаковав в печь. К глубокому сожалению, законы кайданов и псевдодокументалистики неумолимы и трем поющим подружкам предстоит веселые деньки под руководством данной Ежки японской разновидности.
Чрезмерная вторичность, помноженная на типичность сюжетной линии и архетипичность всех без исключения героев картины, безусловно, не сделали «Старуху» проектом по-настоящему интересным и интригующим для прожженных ценителей хоррор-жанра, не говоря уже о том, что назвать данный фильм хоррором вообще весьма тяжело. Долгое предисловие, помноженное на унылое ведьмоблэрство и некоторый визуальный и сочный кровавый контент, в итоге не делают фильм Ейсуке Като достойным образчиком своего жанра. Перегруженный самоповторами и подкрепленный стилистически скучной режиссурой, фильм «Старуха» рекомендуем лишь для одноразового ознакомления или в пору бесплодного кинематографического голода.
Добавить комментарий