Лючио Фульчи был учеником Антониони и Висконти, работал в самых разнообразных зрительских жанрах, пока не нашёл себя в специфических поджанрах «giallo» и «horror». Периодически смешивая и чередуя эти два направления, Фульчи «доснимался» до статуса классика. Певец разложения и клюквенного некрореализма навряд ли испугает сегодняшнего зрителя, но не может не порадовать стилистической составляющей.
«Зомби, повешенный на верёвке от колокола» — один из самых знаменитых фильмов мастера, получивший известность, как и большинство картин европейского трэша, через американский видеорынок. Вот там — то на него и навесили менее поэтичный ярлык «Город живых мертвецов». Бредовый сюжет о том, как в городе Данвиче, на тихом кладбище, повесился кюре и открыл врата в ад, напустив на несчастных жителей городка демонических зомби, раскрыт режиссёром во всём великолепии излюбленных эстетических изысков. Такие сущие мелочи, как прописывание сценария или работа с актёрами Фульчи особо никогда не волновало. Куда интереснее думать, как бы покровавее сверлом продырявить лицо, поужаснее напустить дождь из червей, посочнее расплющить мозги в ладони, подольше вываливать из полуоткрытого девичьего рта желудочно-кишечный тракт во всю длину и сделать так, чтобы кровь из глаз шла ручьями. А то, что персонажи двухмерны и нелогичны в своих поступках…кого это волнует. Все эти бестолковые Крюгеры, Джейсоны, Майерсы и кожаные лица с бензопилами тоже не бог весть что.
Эксплуатационные ужастики Фульчи не предназначены для подростковой аудитории. Это кино для зрелого зрителя, решившего в антракте между Бергманом и Феллини выключить мозги. Необходимо иметь определённую насмотренность, чтобы уловить наравне с «тошнотворным» натурализмом очевидную иронию, свободную от норм морали и североамериканских гостов кинопроизводства. Если хорридные поделки из США пугают дозировано, чтобы зритель в беспамятстве успевал уминать как можно больше попкорна и упиваться литрами колы, то Фульчи делает всё, чтобы выпитое и съеденное лезло обратно.
И, несмотря на все упрёки режиссёру в пренебрежении сюжетом, в этой работе есть определённая логика. Есть нужная атмосфера. Копеечный Данвич гнетёт почище дорогостоящего Сайлент Хилла. Музыкальное сопровождение великолепно во всех отношениях. И без саспенса не обошлось. Чего только стоит одна из начальных сцен с пробуждением в гробу. В общем, роскошное кино на любителя настоящих добрых фильмов.
8 из 10
Отлично получилось!