В 90-е годы прошлого века в официальном американском (да и не только) кинематографе окончательно утвердилась доктрина политкорректности, повлиявшая на формирование системы образов, которые отныне должны быть дозированы и пропорциональны заложенных в них оттенков, лишены сексизма, дискриминации и занимать чёткую позицию в прямолинейном понимании добра и зла.
Мэттью Брайт, который и до этого не был замечен в пристрастии к слащавой поп-культуре, дал свой ответ новой киноидеологии, сделав на материале «голливудского» сюжета злобный маргинальный фильм, напрочь лишенный политкорректности и христианской морали. Брайт даже нашёл единомышленников из системы статусного Голливуда: продюсера Оливера Стоуна, композитора Дэнни Элфмана и актёров К. Сазерленда, Б. Шилдс, Д. Хедайю, А. Пламмер, согласившихся сотрудничать не за гонорары, а идеи ради.
«Шоссе» — это проба всевозможных эксплуатируемых клише. По сути, большинство жанровых массовых картин — переложение старых добрых сказок. В основе данной работы — современная версия всем известной «Красной шапочки», прямая связь с которой даже обыграна в изящных мультяшных титрах. Только теперь невинная девочка в красных одеяниях с нежным именем Ванесса стала дочерью проститутки (А. Пламмер), жертвой изнасилования отчима, настоящей бандиткой выбирающей себе в бойфренды чернокожего гангстера. Она не считает себя несчастной, ей не свойственно чувство и вины или любая другая рефлексия. Она прообраз типичного тинэйджера (т. е. среднестатистического попкорногого зрителя) милого снаружи, но пропитанного скрытым стремлением к насилию.
Скрытые возможности пробуждает Боб («серый волк») — добропорядочный гражданин с красавицей женой (Б. Шилдс) и профессией психолога в школе для мальчиков. В общем, идеальная ширма для сексуального маньяка, садиста и некрофила. К. Сазерленд мастерски передал всю омерзительность своего героя, мораль которого намекает на «политкорректные» действия кинофункционеров. Но у него нет не единого шанса против оторвы Ванессы, мстящей от скуки всем волкам в штанах за всех девочек, девушек, женщин. Брайт издевается над штампами триллеров про серийных убийц, наделяемых киношниками демонизмом, педантизмом и принципиальностью. Боб тоже симпатичен и интеллигентен и он также затевает псевдоинтеллектуальные игры с потенциальной жертвой. Однако, в результате роскошных диалогов с Ванессой он лишь обнажает свою личностную убогость. Плюс ко всему половину картины «серый волк» блуждает с уродливым протезом во рту.
Ванесса — несомненный триумф, тогда ещё начинающей, Риз Уизерспун. Уже сегодня ясно, что она великая актриса, но и в шлейфе поздних удачных образов, этот персонаж сияет самым ярким пламенем. Изобретательно передавая двойственную личину своей обаятельной героини, естественность которой балансирует на грани добродетели и монструозности, она подчёркивает всю иронию режиссёра над персонажами благородных мстителей, которых Голливуд штампует ещё большим количеством, чем демонических социопатов.
Бонусным саркастичным выпадом Брайта стал изображенный пригород, где обитает бабушка Ванессы — безлюдный нарочито картонный мирок, состоящий из ровной диагонали одинаковых белоснежных домиков, контрастирующих с внутренним миром всех персонажей фильма.
Ненавязчивая ирония с мизантропической атмосферой удачно стыкует динамичный триллер с чёрной комедией, раскрывая всю искусственность попыток бороться с социальным насилием путём сознательного клиширования неестественных политкорректных догм.
10 из 10
Добавить комментарий