Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Фильм-спецэффект — отзыв на триллер-катастрофу «Смерч» (Twister, 1996 г.)

 

4Фильм-катастрофа — объективно редкий гость во всей массе голливудской продукции, поставляемой из года в год на мировые экраны. Тем примечательнее целая серия фильмов-катастроф, снятых в середине-конце 90-х, начало которой положил Спилберг своим знаменитым «Jurassic Park». Передовые технологии, открывшие новые горизонты для голливудских студий-мэйджоров, а также оглушительный успех «Парка Юрского периода» (свыше 900 млн. в мире и абсолютное первое место на тот момент) позволили запустить такие дорогие проекты как «Пик Данте», «Вулкан», «Дневной свет», «Титаник», «Армагеддон», «Столкновение с бездной», «Водный мир», «День независимости» и др. Среди них был «Смерч» — картина известного оператора и начинающего на тот момент режиссера Яна де Бонта.

67987_twister_image_620x349Коммерчески фильм себя отлично показал, более чем в 5 раз перекрыв свой бюджет. Фильм действительно впечатлял зрителей. Только было это в 90-х. Как показывает практика, со временем ценность визуальной составляющей картины уменьшается пропорционально времени, прошедшему с момента выхода на экраны. Это следствие постоянно совершенствующихся технологий. Напротив, ценность смысловой части фильма может оставаться неизменной десятилетия и дольше. Очень редко картины устаревают именно морально, как правило это фильмы, затрагивающие темы актуальные только для своего времени. Гораздо больше картин «о вечном» — чувствах, страстях, взаимоотношениях, социальных проблемах и т. д. В случае «Смерча» наблюдается традиционная для блокбастеров картина — красивая обертка, графический фантик, блеск которого затмевает суть. Суть, которой нет. И это было предопределено ещё на стадии продакшена — студия Universal намеревалась показать хороший компьютерный спецэффект, всё остальное (сценарий, персонажи, постановка) было вторично, прилагалось в комплекте. Компьютерные воронки были хороши, особенно 20 лет назад, но сейчас компьютерной графикой никого не удивишь, снять можно почти что угодно.

1350635606_1Тем не менее, визуальные эффекты — это несомненный плюс работы де Бонта. Настоящая беда фильма — это его сюжет. Понятно, что непредсказуемое кратковременное явление под названием торнадо оставляло небольшое поле деятельности для сценаристов, но сказать честно, они и не старались. Фильм не имеет истории, представляя собой безумную беготню на фоне плохой погоды. Несерьёзную и непродуманную с точки зрения науки, хотя герои и пытаются употреблять какие-то термины. Не раскрытую с точки зрения философии (если сравнивать, например, с охотниками за большими волнами, как в «На гребне волны»). Картонные персонажи решают свои картонные проблемы, заполняя паузы между появлениями главного героя — визуальных эффектов. Очевидно, авторы решили пойти по проторенной Спилбергом дорожке (только у него вместо торнадо были динозавры), потому и не пригласили в проект звезд первой величины, способных оживить сцены между экшеном и частично спасти сюжет от провисаний. Да, боссы сэкономили на бюджете, но они не учли — Ян де Бонт хоть и поставил успешный триллер «Скорость», но он не Стивен Спилберг. Спасти «мертвый» сценарий ему не удалось.

1068962Пэкстон и Хант создали очень слабый дуэт, примечательный разве что неадекватностью героини. Её показное бесстрашие и полная нелогичность поступков в реальной жизни стоили бы ей жизни при первом же столкновении с торнадо. Потому что есть смелость, а есть глупость, но в кино, конечно, всё простительно. Об остальных персонажах и не стоит говорить. Вся эта «банда» похожа не на ученых-метеорологов, а скорее на разгоряченных парами алкоголя экстремалов, ищущих приключений. Это несерьёзно и не похоже на правду.Twister

Ещё одна черта «Смерча» — исключительное добродушие, граничащее со сказкой, что противоречит самому жанру. Нет жертв, нет драмы, нет катастрофы. Все хорошие чудесным образом выживают, а в жертву торнадо принесена лишь парочка плохих ребят. Создается впечатление, что смерч не так уж и опасен. Можно с ним сфотографироваться, а при желании даже покружиться как на карусели. Реальность не так оптимистична.

TwisterВпрочем, даже напичканные шаблонами фильмы-спецэффекты имеют право на существование. Что нельзя прощать Голливуду, так это обращения со зрителями как с круглыми идиотами, что в «Смерче» происходит практически в каждом экшн-эпизоде. Де Бонт и в «Скорости» баловался такими трюками, например, превращал автобус в самолет, но во втором своем фильме вообще дошло до абсурда. Авторы даже не пытались снять и смонтировать более или менее реалистично. Повсеместно видно, что технику (машины, комбайны) поднимали краном и сбрасывали вертикально вниз с высоты не более 3-х метров, что выглядит откровенно глупо, так как торнадо разбрасывает всё в стороны под углом и с большой высоты. При этом техника, покружившись в воронке, оказывается практически неповрежденной. Особенно хорошо это видно в сцене, где из воронки вылетает целехонький бензовоз. Ещё одна ерунда — это неподъемная машина героев, а также сами герои. В двух метрах от их джипа летает пресловутый и тяжеленный бензовоз, однако их джип словно к земле прирос. В сцене под мостом ситуация аналогична, только уже их машина улетает как домик Элли в известной сказке, однако на героев ветер видимо не действует. Ну и полный финиш в концовке — вокруг героев всё летает, дома рушатся, однако они бегут как ни в чём не бывало, а затем противодействуют торнадо (который к слову, вырывает с корнями деревья) только за счет силы своих рук. В принципе, в голливудской продукции и не такое увидишь, но в данном случае фильм топовый, на который по идее должно было быть затрачено максимум сил, а все его части тщательно отлажены. По сравнению с этими откровенными ляпами несоответствие показанных в фильме торнадо их классификации по шкале Фудзиты (F0-F5), а также возникновение торнадо среди ясного солнечного дня кажутся уже мелочами.

1596252_3_3Резюмируя сказанное, следует отметить основные моменты — это подмена сюжета графикой, повсеместный примитивизм, низкий уровень актерских работ, огромное количество ляпов. В худших традициях Голливуда. Справедливости ради нужно также отметить, что если искать фильмы о торнадо, то альтернативы «Смерчу» пока нет. Разве что фильмы категории «Б», ТВ-фильмы и документальные.

Страница фильма «Смерч» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Фильм-спецэффект — отзыв на триллер-катастрофу «Смерч» (Twister, 1996 г.)

  • MidnightMan

    Видел документальный фильм, как создавали это кино. В частности там показывали забавный процесс создания торнадо за счёт… бури в стакане 🙂 То есть в самом прямом смысле брали стеклянный стакан, размешивали в нём воду, а потом обрабатывали изображение на компьютере, и переносили его на экран.

  • Фильм действительно очень слабый, помню, он мне не понравился даже в год выхода, хотя мне самому тогда было только 15 лет. Хотя, конечно, в 1996-м спецэффекты в «Смерче» смотрелись достаточно круто.

  • А мне в свое время этот фильм очень нравился.

    • Роберт Виллэн

      Мне он и сейчас нравится. По-моему, нетипичный такой фильм-катастрофа. Поинтереснее, на мой взгляд, чем «Послезавтра», «2012», «Земное ядро» и другие такие фильмы. И сюжет мне слабым мне показался. Но на вкус и цвет, как известно.

Добавить комментарий

  

  

58 + = 61