Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Зомби в коротких штанишках — отзыв на зомби-хоррор «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968 г.)

 

4В свете недавнего успеха «Войны миров Z» мне захотелось вернуться к истокам зомби-кино, взглянуть на детство этого жанра, на то, как и почему фильмы, снятые любителями-энтузиастами, не имеющими в закромах Брэда Питта, миллионы долларов и навороченных спецэффектов, становились успешными, культовыми и любимыми многими поколениями зрителей. 004_Night_Of_The_Living_Dead

«Ночь живых мертвецов» — первый фильм Ромеро, открывший ему дорогу в большое кино, первый фильм поджанра «фильмов о зомби», открывший в кино дорогу живым 27мертвецам, один из самых знаменитых и прибыльных брендов, который, в связи с нерасторопностью своих создателей, оказался общественным достоянием, посему и разошелся на столько прямых цитат и заимствований. Кроме того, этот дешевенький и аляповатый фильм был внесен в Национальный регистр фильмов, куда входят шедевры, оказавшие наибольшее влияние на культуру своего времени. А ведь его проклинали и ненавидели, создателей причисляли к дьяволопоклонникам, моралисты требовали изъятия фильма из кинотеатров, его не0051 хотела покупать ни одна студия, а в итоге назвали национальным достоянием и классикой. Да, жизнь иногда преподносит сюрпризы.

До Ромеро самым известным фильмом, который с натяжкой может считаться фильмом о мертвяках, был «Белый зомби» с Белой Лугоши. Но там зомби никого не жрали и были одурманенными рабами чокнутого 14175_night_of_the_living_dead_screen_car_window_previewколдуна. Вторая мировая война перевела стрелки зрительского интереса на «внешнее вторжение», а основными врагами человечества сделались пришельцы из космоса. Ромеро тоже изначально хотел снимать фильм о пришельцах в стиле «Вторжения похитителей тел», и делать его чуть ли не комедией, но сценарий так много раз переписывался, что в итоге в нем появились мертвецы. В 60-х после маньяков Хичкока и многократных «пересказов» историй про Дракулу, Франкенштейна и оборотней, зрители уже были готовы к чему-то новому. И мертвецы 1968-night-of-the-living-dead2-550Ромеро стали для них жизненно необходимой прививкой страха. Живой и в тоже время мертвый, страшная пародия на человека, нежить, оболочка — бывший друг, родственник, сосед, бессмысленно кровожадный и исступленно целеустремленный, возникающий везде, где есть смерть, фактически 23865_Night_off_the_Living_Dead-3бессмертный, и руководимый лишь инстинктом насыщения. Это было действительно страшно.

Хотя принципиально нового в фильме Ромеро ничего не было. Приемы нагнетания напряжения были хичкоковскими. Схема перекликалась с «Вторжением похитителей тел» и «Войной миров», прежде всего, попытками придать фантастике реалистичность и научность. Ромеро попытался объяснить феномен зомби некоей космической радиацией, ввел элемент «репортажности», постарался максимально уйти от мистики. При просмотре создается ощущение, что фильм меньше всего настроен пугать. Конечно, это не так. Просто малый бюджет вносил в желания создателей свои14010454_ori коррективы, но, в отличие от нынешних трэшеделов, Ромеро поступил мудро, сконцентрировавшись на внутричеловеческом конфликте, оставив зомби лишь страшным обстоятельством, которое свело вместе изнеженную дурочку, клерка-hinzmanenlanocheoriginal2toобывателя, негра-работягу, подростка с его девушкой и разочарованную в своем муже женщину. В экстремальных обстоятельствах люди раскрываются совсем с иной стороны, и наблюдать за конфликтом негра и клерка порой даже интересней, чем смотреть, как довольно плохие актеры изображают, что они якобы поедают человеческую плоть.

То, что фильм ныне абсолютно не страшен — факт. Да и интересного в нем не так уж много — слишком часто все показанное встречалось в других фильмах. Актеры либо не доигрывают, либо переигрывают. Многие придумки натянуты и кажутся Image69до невозможности глупыми (вроде сцены с убивающей свою мать девочкой-зомби). При взаимодействии с мертвецами герои даже не думают отбиваться, как будто их организму не знакомы выбросы адреналина в критических ситуациях. Рассматривать все несуразицы этого фильма img_181не нужно — он из них склеен и сейчас смотрится косноязыким, нелепым и наивным, как детская сказка. При этом прекрасно осознаешь его непреходящее значение и законное место в пантеоне классики жанра. Понятно, что в 1968-м эти недочеты просто не замечались, да и сейчас глаз фиксирует их скорее по привычке, ведь в итоге все равно поддаешься черно-белому очарованию этого фильма и неподкупной честности его создателей. Удивляет и творческая воля к созданию социально значительного произведения — нынешние полукомиксовые ужастики, ориентированные на попкорножующего зрителя, может, гораздо эффектней и смотрятся лучше, но, честное слово, не часто в этом жанре начинаешь задумываться о том, что никто k-bigpicне решит за тебя твои проблемы — ни правительство, ни армия, что все нужно делать самому, даже в глобальной катастрофе, что твоя жизнь никому кроме тебя не дорога. Иногда мираж победы — лишь вуаль дороги к гибели, а смерть night_of_the_living_dead_helen02не различает рас, вероисповеданий и полов, и только от мертвецов знаешь, чего можно ждать в этом сумасшедшем мире.

Удивительно, но картина иногда поднимается до философских обобщений, и получает за это от меня звание «фильм неосуществленных замыслов», потому как у Ромеро явно было гораздо больше в голове, чем он смог выразить за скудностью средств. Позже он исправил свои недочеты и создал эффектные сиквелы, ставшие его наивысшим достижением в кино, ну, а данный фильм пусть и сильно состарился и уже значительно поистрепался (в отличие от, скажем, лент Хичкока или «Ребенка Розмари» того night-of-the-living-dead_73985же года выпуска), с необходимой долей любви к классике смотрится достаточно неплохо, хоть и скучновато. Динамика и более энергичный монтаж фильму не помешали бы.

В «Ночи» просто улетная night-of-the-living-dead-1орежиссура — это действительно был на тот момент оригинальный и неформатный фильм. Ромеро нашел рецепт, который позволил испечь пирог, пришедшийся по вкусу одновременно эстетам, критикам и фанатам ужасов и насилия. Да-да, в 60-е фильм казался безнадежно пессимистичным и полным насилия — ведь большая часть тогдашней аудитории ужасов была детьми и подростками. Конечно, и они, и их родители были в шоке от увиденного. Критик Роджер Эберт в своей статье о фильме вспоминал, что типового удовольствия от этого фильма подростки тогда не получали, а залы покидали со слезами на глазах.

nightZombies2Есть еще кое-что. Так случилось, что я, прежде чем увидеть фильм, прочел книгу, являющуюся новеллизацией сценария Ромеро и Руссо. После нее смотреть фильм достаточно сложно — по той причине, что наше воображение гораздо сильнее образов, созданных любым режиссером. Ярко и мощно расписанные в книге ужасы при чтении действовали в разы сильнее, чем при просмотре.

Фильм открыл дорогу огромному количеству кинематографистов, по большей части халтурщиков, которых привлекала в теме зомби, в основном, ее быстрая и дешевая реализация. То, от чего Ромеро старался избавиться и что было для него непреодолимым на тот момент препятствием, стало главной фишкой киношников, ему подражающих. Что бы они делали без Ромеро и его мертвяков? Что бы делали мы? Как минимум, лишились бы многих отличных фильмов, за которые стоит благодарить неугомонного Ромеро и его одновременно мощное и беспомощное кино.

7 из 10

Страница фильма «Ночь живых мертвецов» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

6 × = 6