В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013», КЛУБ-КРИК начинает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм прославленного режиссера Брайана Юзны — «В тихом омуте».
Затопленный город
В середине 1960-х маленький испанский город погряз в демоническом кошмаре насилия и разврата. Чтобы остановить мистическое Зло, жители затопили городок, но спустя сорок лет призраки прошлого возвращаются…
Брайан Юзна – режиссер неоднозначный, непредсказуемый и непостоянный с точки зрения выбора тем и стилистических решений. Юзна может снять социальную сатиру, завуалированную под боди-хоррор, а может поставить черноюморной слэшер про обезумевшего зубного врача. Брайан не боится экспериментировать, но все его проекты объединяет самобытная мрачная атмосферность и гротескный натурализм. Для Юзны не так важна изящная режиссура, как общая стилистика запредельного безумия и визуализация абсолютного ужаса посредством невообразимых монстров и бесцензурного насилия. Картины режиссера получаются очень разные по художественному уровню и степени увлекательности, но всегда оставляют своеобразные впечатления, как правило, от шоковых визуальных решений.
В сравнительно поздней работе «В тихом омуте», режиссер мотивно и стилистически возвращается к своему яркому дебюту 1989 года «Общество», картине, которую в свое время не поняли американцы, но высоко оценили европейцы за любопытный социальный подтекст за ширмой плотоядной оргии. В относительно новом фильме Юзна далек от по-настоящему серьезных мыслей и четких жизненных параллелей, но с хулиганско-творческим удовольствием вновь говорит о том, что вокруг всё не так, как кажется, а за масками приличных людей могут скрываться монстры и извращенцы. Брайан не закручивает сложную интригу, фактически сразу дает понять, что история о том, что погребенное под толщей воды Зло вернулось через много лет, а дальше просто пугает зрителя всевозможными способами. До откровенного появления мистических чудовищ, главную героиню мучают сюрреалистические видения, плюс общее действие развивается по классической хоррор-колее – «городок готовится к празднику, и вот тогда-то опасность придет из воды», что прекрасно работало в «Челюстях», «Пираньях» и других лентах. Две трети фильма – это нагнетание напряжения, а третий акт – бойня со множеством эффектов, нашествием монстров, кровавыми реками и…грязным сексом. Юзна прекрасно осознает откровенную трэшевость происходящего на экране и честно кайфует от неё! Пусть логика хромает, пусть отдельные сцены грубо склеены между собой, пусть сюжет срывает в дикий бред, зато визуально лента вызывает разнообразнейший спектр эмоций, от отвращения до удивления и своеобразного удовольствия, при условии, конечно, что вы нормально воспринимаете откровенные ужасы, без оглядки на цензуру.
«В тихом омуте» — специфичное кино, которое не стоит рекомендовать всем подряд. Фактически это фильм «не для всех», а в первую очередь для преданных поклонников Брайана Юзны, готовых к любым творческим выкрутасам со стороны самобытного хоррормейкера, а также для искателей необычных и смелых фильмов ужасов, далеких от «мягких» картин для массового зрителя.
Мне этот фильм особенно понравился (кроме атмосферы) своим калейдоскопом хоррор-составляющих: колдун а-ля Верзила, зомби, монстры, подводные съёмки, разный сюрреализм. Не каждый раз такой набор увидишь в одной истории 🙂
Да, забористый коктейль получился! Тем и хорош Юзна! 🙂