Автор tragicomedia
В это трудно поверить, но почти весь сценарий фильма «списан» с одной песни культовой рок-группы 80-х гг. При этом я нисколько не умаляю заслуг режиссера, поскольку так ёмко визуализировать страшную сказку мог только тот, у кого эта песня резонирует в душе у самого. Причем синхронизация практически на всех уровнях, от общего готического стиля всех произведений до внешности творцов, особенно, если учесть, что «не такой, как все» герой Джонни Деппа выступает как альтер-эго того же Тима Бертона. И если бы Роберт Смит, лидер группы The Cure, согласился написать саундтрек для фильма (как того и хотел режиссер), думаю, мне бы не пришлось писать сейчас эти слова. Потому что эта песня непременно прозвучала бы в картине. А именно — «Faith» из одноименного альбома 1981-го года. Обратите внимание на обложку альбома. Это фотография бумажного дома, в котором Смит любил играть ребенком. Немного напоминает замок Эдварда, не так ли? А идеей для создания картины «Эдвард руки-ножницы» послужил рисунок, который Тим Бертон нарисовал, когда еще был подростком. А еще по первоначальному замыслу этот кинофильм должен был стать мюзиклом.
«Однажды я понял, что совершенно ни во что не верю и мне ужасно страшно» — говорил Роберт Смит, оправдывая выход депрессивного и мрачного альбома. Который, тем не менее, большинством был признан лучшей работой группы на тот момент. «Мне исполнился 21, но я чувствовал себя по-настоящему старым. Я ни во что не верил. Я не видел особого смысла в том, чтобы продолжать жить. Эти песни о попытке обрести веру, о потере невинности и взрослении, и борьбе, направленной на то, чтобы найти смысл собственной жизни. С «Faith» мы продолжаем развиваться, там речь идет о возрасте, старении и умирании. «Faith» значит, что вы можете сделать что-то в этой жизни, даже если вам суждено умереть». Полу-религиозная программа и регулярное ее исполнение доводили членов группы до нервных срывов, и зачастую Смит (как грустный клоун в ботинках на высокой платформе) покидал сцену со слезами на глазах. Кроме того, во время гастролей до музыкантов дошла весть, что умерла мать барабанщика. Вместо группы разогрева зрителям демонстрировали документальный фильм «Carnage visors», который снял родной брат бас-гитариста. А Тим Бертон в свою очередь так и не доснял свой документальный фильм «Разговоры с Винсентом», съемки которого проходили параллельно с созданием «Эдварда руки-ножницы», по причине смерти главного героя, культового актера Винсента Прайса, который должен был играть изобретателя, ведь роль была написана специально под него. Всё это нашло свое отражение в фильме.
С поисков веры (а точнее, доверчивых людей, которые бы клюнули на продукцию Avon) начинается фильм и словами о вере же он и заканчивается, когда постаревшая героиня Вайноны Райдер делится своей историей. Если хотите, это второе имя Эдварда, однако в данном случае его персонаж не просто носитель — он символизирует собой утраченную веру. Ту самую, которая движет горами (см. Евангелие от Матфея), и ту самую, о которой поет Роберт Смит в своей песне «But the mountain never moves…». Особенно отчетливо это слышно в последних строчках, которые Тим Бертон прекрасно воспроизводит в своем фильме «I went away alone. With nothing left but faith». Его ожившие метафоры как вера в чудеса, как снег там, где его никогда раньше не было. Каждая строчка нашла свое место, каждый эпизод согласуется с высшей этикой божественного человеческого начала. «The idea of perfection holds me…» — и Эдвард удивляет всех своим талантом. И ведь совершенные мгновения нашли бы своих героев, если бы всё не пошло наперекосяк из-за каких-то двух слов Эдварда «Так правильно». Поэтому я просто оставлю это здесь — строчки, которые Смит поет с надрывом:
«If only we could stay
Please say the right words
Or cry like the stone white clown
And stand lost forever in a happy crowd…»
…И на вопрос Эдварда «Где все?» Ким отвечает «Ищут тебя». Но только для того, чтобы окончательно похоронить. Возможно, именно поэтому вера и нематериальна, поэтому нам не дано увидеть бога. Простите за пафос, но думаю, что режиссер имел ввиду что-то вроде этого. Можно только верить в чудо, например, в неповторимые снежинки. Потому что те же люди по своей природе несовершенны или, если говорить словами Эдварда, «Not complete, not finished». В каком-то смысле именно у нас вместо рук смертоносные ножницы. В самих людей (ях) веры больше нет, таков вердикт обоих.
Благодаря песне лучше понимаешь фильм, и благодаря Тиму Бертону вы можете увидеть, как Джонни Депп негласно играет Роберта Смита. Судя по всему, кумира ранних лет режиссера, они почти одногодки.
Добавить комментарий