Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Жизнь после Фрейда — отзыв на триллер «Побочный эффект» (Side Effects, 2013 г.), автор — Ortega-y-Gasett

 

Автор Ortega-y-Gasett

В конце XIX в. человек разочаровался в общественных идеалах. Казалось, что мир подошел к пределу своего существования. Интеллигенты хором трубили о падении мира, и философия перестроилась на рельсы познания человека через искусство. Тогда появилась антропология и мощное развитие получила психология. Все науки повернулись к человеку, чтобы, наконец-то, узнать, что же такое человек. Прошло больше ста лет ожиданий разоблачения культа Homo sapiens, а мы все больше отдаляемся от его понимания.

В свою очередь в кинематографе возникла глобальная жанровая подоплека, связанная с раскрытием сути человека. Зачастую в центре внимания оказывается обыватель, преодолевающий проблемы, но более заманчивым и оригинальным оказывается исследование страдающего психической патологией. Многочисленные интерпретации «человека без тормозов» будоражат наше воображение каждый раз как впервые. Не прошел мимо этой тематики и Стивен Содерберг, сняв фильм «Побочный эффект». В дополнение к романтической теме о страдающей психическим расстройством красотки Содерберг поднимает важную проблему «иглы XX-XXI в» — зависимости человека от психотропных лекарств, прям как это было на заре старого мира, когда среди дворянства было модным страдать мигренями и употреблять морфий.

Как это уже стало классикой в фильмах с психологическим уникумом, в центре внимания оказывается диалог психиатра Джонатана Банкса и пациентки Эмили Тейлор как диалог двух культур: обыденной и исключительной. Джуд Лоу с завидным шармом одевает на себя маску загадочного психиатра, современного Фрейда, а Руни Мара занимает позицию жертвы собственных страхов. Сначала Джонатан выглядит уверенным и опытным специалистом, а Эмили загнанным в ловушку и потерявшим свое «Я» подопытным кроликом. По ходу развития сюжета отношения между доктором и пациентом кардинально меняются, между ними нарастает психическое напряжение, и становится невозможно определить, что есть, а чего нет, кто жертва, а кто держит ситуацию в своих руках.

Раскрытию столь интересной психологической игры способствует целая вереница второстепенных к центральному онтодиалогу персонажей, которые вносят романтический колорит в конфликт игры разума и бессознательного, обогащая ее случайными прозрениями и откровениями. С этой же целью Содерберг использует неожиданные сюжетные ходы, продиктованные нетипичным поведением Эмили, некоторые из которых — психологическая атака на зрителя. Действенной оказывается и атмосфера реальности. Обыденность заменяется чуть возвышенной и желанной действительностью, приближенной к идеалу (Эмили дождалась своего любимого, Джонатан достиг намеченной цели в жизни), который рушится как хрустальная мечта. Наверное, именно поэтому фильм оставляет ощущение недостигнутых, но уже разбившихся надежд. Как будто будущее предвещает только психические болезни, а найдя гармонию, человек теряет себя.

Не менее занимательное противостояние в фильме занимает борьба профессионалов-психиатров за лучшее понимание человеческой души. В образе оппонента Джонатана выступает психиатр женского пола с говорящим именем Виктория (Кэтрин Зета-Джонс). На оппозиции этой парочки Содерберг разоблачает самого Фрейда, который при многочисленных смелых теориях так и не смог узнать, кто такой человек. Таким образом, перед героями оказывается непосильная задача доказать адекватность психиатрических методик, на фоне чего Фрейд проигрывает завоеванные позиции.

Не только психоанализ и познания себя становятся предметом исследования режиссера. Много внимания в фильме отводится анализу общества. В очередной раз семейные ценности возносятся до небес, человек с пагубными привычками призван принять капитуляцию перед жизнью, а идеалу не месть в современном мире (интересно, что идеал представлен мужским образом). Существенное место занимает проблема современной фармацевтики, атакующей здоровье человека своими фантомами. Все это происходит на фоне теплых декораций, пронзительного музыкального сопровождения, приятных ракурсов презентации актеров.

Главным достоинством для зрителя в «Побочном эффекте», в первую очередь, может стать идея предельной побочности человека в этом мире, когда достигнутая мечта ведет не наверх, а вниз; когда заветное достижение цели — это первый шаг в бездну… Красиво Содерберг накренил мир в тартар своего безумия, подкрепив его авторитетом современных достижений науки о душе. Диагноз человеку Содерберга можно определить словами Карен Хорни, что «человека в человеке убивает культура», обязывающая его быть не уникальностью, а приемлемой для общества культурной нормой, чему прекрасно способствуют психотропные средства.

8 из 10

Страница фильма «Побочный эффект» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Жизнь после Фрейда — отзыв на триллер «Побочный эффект» (Side Effects, 2013 г.), автор — Ortega-y-Gasett

Добавить комментарий

  

  

9 × = 45