Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

На культовых фильмах не тратят бабло… — отзыв на слэшер «Хэллоуин» (Halloween, 1978 г.)

 

«Господи, какой-то идиот в дурацкой маске гоняется за подростками… Для кого вы снимаете, мистер Карпентер? Кто будет смотреть эту чушь?»

Представляю себе, как эти серьезные ребята с серьезных киностудий кусали локти и рвали на себе волосы, когда фильм, снятый на деньги независимого инвестора Мустафы Аккада, стал приносить баснословные прибыли, которые исчисляются уже не одной сотней миллионов долларов. Мало того, прибыль фильм приносит до сих пор, и, надо думать, если повернуть время вспять, крупные кинокомпании передрались бы из-за талантливого новичка, ищущего, куда бы пристроить свою «дилетантскую» идею и «подростковый» фильм, который вдруг взял — да и стал культурным феноменом, первооткрывателем целого жанрового пласта, национальным достоянием (совершенно серьезно — он включен в «Национальный реестр фильмов США»), иконой для прочих хоррормейкеров и, конечно, любимчиком многих поколений зрителей. Ну, а о том, как этот фильм разошелся на сиквелы, приквелы, ремейки и просто киноцитаты, я не говорю. И так все ясно.

Как и все вечное, фильм Карпентера делался однодневкой. Деньги, потраченные на оборудование, оставили Карпентера без звезд, костюмов, реквизита и многого другого. Но талантливый парень, очарованный второсортным кино студии «Хаммер» и классическими американскими ужастиками 30-х гг., делал свою работу с бешеным энтузиазмом. Так же работала и вся группа, выкручиваясь, как только можно — использовался личный актерский гардероб, все изготавливалось из подручных средств, декорации заменил заброшенный дом, на съемку в котором не было никакого разрешения, гонорары были мизерными, а обеды — невкусными. Но таков залог шедевра. Или — не шедевра?

Джон Карпентер сказал новое слово в независимом кино и, даже если б после «Хэллоуина» он не снял бы ни кадра, в кино он оставил бы заметный след. Стал ли «Хэллоуин» культом? Да. Хрестоматией? Да. Был ли он шедевром? Нет.

Он на это не рассчитывался. Он делался не благодаря высокому профессионализму авторов, как «Кошмар на улице Вязов», а вопреки махровому дилетантизму и благодаря самоуверенному «Насрать, что вы там думаете! Хочу и сделаю!» Сделанный с оглядкой на «Психо» Хичкока, фильм все равно грешит недоработанностью характеров, «плавающими» режиссерскими задачами (подозреваю, что актерских задач Карпентер своим актрисам не ставил вообще), многочисленными нелепостями, которые сам он впоследствии исправил (достаточно посмотреть «Нечто»), а вот последователи «Хэллоуина» приняли это за своеобразные режиссерские ходы и из фильма в фильм стали переходить бросающиеся в глаза логические нестыковки, деревянная актерская игра, сценарии, сделанные абы как и многое другое, что вовсе не красит жанр.

Впрочем, среди всех последующих, «Хэллоуин» Карпентера отличается вполне успешными попытками от этих недостатков избавиться. И, главное, он обладает непостижимым качеством пугать практически на пустом месте, что, безусловно, роднит его с Хичкоком. Еще ничего не происходит, еще светлый день и на лицах героев улыбки, а у зрителя уже потеют ладошки в предвкушении чего-то ужасного и необъяснимого.

Удивительно дело — «бессмертие маньяка», его приход из ниоткуда и уход в никуда, его умение материализовываться в нужном месте в нужный момент и все прочее, противостоящее здравому смыслу и обычно раздражающее в слэшерах, здесь принимается за необходимость. И даже резонный вопрос о том, «почему он убивает и не притянута ли за уши вся эта история с сестрой и детской психотравмой?» нет желания задавать. Потому что как только раздаются те самые звуки той самой мелодии — уже появляется предчувствие чего-то инфернального, потустороннего, необъяснимо притягательного и вместе с тем отталкивающего.

Наверное, это и есть мастерство, или гениальность — создать из ничего хороший фильм. Не шедевральный, не гениальный, а просто хороший, смотримый, остающийся в памяти, не для фестивалей и критиков, а для людей. Критики фильм не поняли, даже жанровую премию «Сатурн» в тот год получил «Плетеный человек», но, черт возьми, где он сейчас? Там же, где и фильмы, которые выходили вместе с фильмами Чаплина, и получали Оскары вместо Чарли — в реке забвения. А нелепый, косноязыкий, угловатый «Хэллоуин» живет, все больше срастаясь со своим кровожадным прообразом — праздником всех святых, став его символом, добавив ему тысячу очков, как «День Сурка» — соответствующему празднику.

Следует ли переоценивать «Хэллоуин»? Наверное, нет. Первая же сцена с первым убийством смешна и глупа до крайности. Герои, кроме героини Кертис, плоские как фанера, маньяк-аутист, угоняющий авто — само по себе анекдот, а забытый в финале нож на ковре говорит о невнимательности создателей.

Но ведь все это детали. Незначительные на общем фоне. А общий фон таков — первое убийство (не считая пролога) происходит на исходе первого часа фильма (!), а весь фильм держит в напряжении! День не является спасением для героев и свет нагоняет не меньше страха, чем ночь. Маньяк не является носорогом с его же силой, а наглядно демонстрирует, что истинное зло может иметь вполне обычный облик, МАСКИруясь под человека. Убийств в фильме — кот наплакал, и не сказать, чтоб они были изобретательны, но к жертвам испытываешь сочувствие, особенно к главной героине в хорошем исполнении естественной и вполне живой Джейми Ли Кертис, чего не скажешь о многих фильмах жанра. Бессловесный маньяк Майерс, тупо и уперто ведомый неизвестной силой к своим жертвам — образ, пригвождающий к экрану. Фактически — человек-машина, запрограммированная дьяволом на «чистку» людей во время и без того жутковатого праздника, когда особый размах приобретает масочничество, карнавал, подмена зла добром и наоборот. Поэтому, собственно, этот безликий злодей, в отличие от своего коллеги по работе — ёрнического Крюгера — приобрел не меньшую популярность. Маска, ходячая тайна, Никто, фантом, оболочка для зла — безэмоциональная и бездушная. Он пугает даже фактом своего существования.

Так что остается только подвести итоги. Сегодняшний жанровый кинематограф не мог бы сформироваться без «Хэллоуина» в частности и без Карпентера вообще. И даже тот факт, что повторить свой неожиданный успех он так и не смог, Карпентер работал много и создал много замечательного. В этом фильме, как и в «Мертвецах» Рэйми, есть какое-то невидимое очарование, какой-то творческий подъем, концентрация таланта и стремления во что бы то ни стало сделать лучше, что-то необъяснимо притягательное, влюбленность в магию кино. Да, это не шедевр, объективно говоря, но — если б нынешние жанровые «шедевры» хоть вполовину были бы такими же «нешедеврами», как этот. Особенно хорошо это понимаешь, посмотрев более профессиональный, но совершенно безжизненный ремейк Роба Зомби. Удачное начало удачной франшизы, успешной карьеры блестящего режиссера и хорошей актрисы, нового жанра и никакими деньгами не измеримой зрительской любви — это и есть «Хэллоуин».

8 из 10

Страница фильма «Хэллоуин» в КЛУБ-КРИКе 

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

7 комментариев На культовых фильмах не тратят бабло… — отзыв на слэшер «Хэллоуин» (Halloween, 1978 г.)

  • Один из лучших отзывов на этот фильм, что мне приходилось читать, правда. Спасибо.

    • Боб

      Да не за что. Отличный фильм. За последний месяц пересмотрел его три раза. Сначала по необходимости — для поиска киношных приемов, а потом — для удовольствия))

  • Poltergeist III

    Хороший отзыв, но вот самы франшизу я бы никак не назвал успешно. Десять фильмов, семь из которых откровенно плохие это сомнительный успех.

    Кстати, хотелось бы почитать ваше мнение про второй Хэллоуин от Роба Зомби.

    • Боб

      Я, честно говоря, все фильмы из этой серии не видел. Да и не в том смысле говорил. Она в коммерческом плане весьма удачна. «Кошмар на улице Плющихе» тоже завел франшизу на 30 лет, но по-настоящему хороши там от силы 2 фильма. Но денег на франшизе нагребли немерено. Творческий успех сомнителен, но я об этом и сказал — все ошибки Карпентера с утроенной силой стали проявляться впоследствии и превратили в итоге жанр в самопародию.
      А про «Хэллоуин» Зомби у меня тут рецензия есть. Он мне откровенно не понравился. Ну, просто совсем. Зомби он зомби и есть. И кино его мертвое.

Добавить комментарий для Боб Отменить ответ

  

  

7 × = 56