ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на слэшер «Хэллоуин» (Halloween, 1978)

 

Данный фильм знаменателен по многим пунктам. Он давно снискал культовый статус. Его заслуга заключается в том, что автор Джон Карпентер (John Carpenter) создал уникальную вещь, новаторскую в своём роде, проложившую путь для направления американского «страшного» кинематографа под названием – молодёжный слэшер в классическом его понимании. Безусловно, предпосылки и многие ключевые моменты выдуманы далеко не им, попросту перейдя сюда из ряда иных лент, включая европейские образцы, тем не менее, режиссёр задал мощный импульс и чётко ограничил рамки на долгие годы вперёд. Он своего рода, вывел формулу слэшера, которая со временем легко расширялась и дополнялась на составляющие. Нынешний сценарий имеет все хрестоматийные правила: молодёжь в главных действующих лицах, сопутствующий им фон из школ и родительских домов, череда систематических убийств подручными средствами, неразговорчивый загадочный маньяк в маске, съёмка из его глаз, центровая героиня-девушка, посылающая злодея в ритмичные нокдауны, обрывистый запоминающийся финальный завиток, и ещё кое-что.

Однако упомянутая позиция протагониста поджанра накладывает и свой двоякий отпечаток. Дело в том, что, уже имея возможность рассмотрения картины в широких временных рамках, невольно замечаешь сдержанность в использовании инструментов слэшера, к которым после режиссёры будут прибегать с более уверенно-щедрым размахом. Указанный ряд экранных убийств получился невероятно минимален, отложен за границу подготовительного растянутого часа, и вовсе бескровен, отчего современные зрители явно испытают негодование, которые «вскормлены» слэшерами после миллениума, легко становящимися синонимом аляповатой брызжущей мясорубки с вёдрами бутафорских кишок. Да и молодёжь тут ещё не «оснащена» типичной частой обнажёнкой, а крайне благоразумна, и главное – серьёзна без всякой комедийной примеси. Вот и выходит, что фильм может не оправдать ожидания не знакомых с его спецификой, лишь прельстившихся причастностью к молодёжному ужастику в распространённом смысле этого понятия.

Для киноиндустрии коммерческое новаторство постановки об ужасах на праздник Хэллоуин заключалось в производственной дешевизне, окупившейся в феноменальные десятки раз, что стало залогом целой волны копирующих и совершенствующих слэшеров, но для своей идейной подоплёки лента весьма профессиональна, несмотря на озвученную визуальную сдержанность. Причина исходит из мастерского режиссёрского умения обращаться с камерой, используя верные ракурсы и светотень. Нельзя не отметить его бесспорный дар композитора, при помощи нагнетающей музыки, дополняющей ожидание подвоха с передачей безостановочного непознанного Зла в лице душегуба. Кристально чистый в примитивной простоте сценарий конструирует широкое поле для исключительно зрительского воображения, играя на лишь личностном восприятии маньяка. Это потом, обрастя в долгоиграющую франшизу на десятки лет, убийца Майкл Майерс получит вторжение в своё нутро, тем самым утеряв нынешний истинно жуткий ореол необъятной для понимания концентрации обезличенной дьявольской сущности, обладающей нечеловеческой силой и живучестью. Каков мотив этого Зла к первому страшному поступку в ещё детском теле – не разгадал даже опытный лечащий врач, что Это – не узнать, тем паче как с Этим бороться. Недосказанность – всегда прекрасный жанровый помощник в описании чего-то устрашающего.

Лично же для меня первый фильм о неугомонном маньяке в белой маске это не только часть ностальгических детско-подростковых воспоминаний, не только толковый столь редкий филигранно обдуманный профессиональный слэшер, полностью передающий дискомфорт без брызг крови, наполненный приятной актёрской игрой достоверно изображающей страх молодой и пока неизвестной Джейми Ли Кёртис (Jamie Lee Curtis), которой подыгрывает замечательный лицедей Дональд Плезенс (Donald Pleasence). Это ещё маленькая, но заметная веха в хорроре. Ведь не случайно во время хронометража можно заметить, как герои истории смотрят две классические ленты ужасов «Запретная планета» («Forbidden Planet») и «Нечто из иного мира» («The Thing from Another World»), на который автор ещё выдаст отличный ремейк.

Наличие этих картин словно подчёркивает новую волну остросюжетной жанровой направленности от молодых авторов, показывая, что былой подход устарел, и теперь массам не нужно наблюдать величественные дорогостоящие декорации других планет, они перестали ощущать фобию боязни космоса с его обитателями, как символа массового нашествия орд пугающих «красных», живущих где-то за непроглядным «Железным занавесом», строящих там чудо-оружия. Футуристические пятидесятые и шестидесятые канули в лету, став почтенной классикой. Теперь в ход вступила другая фобия достоверного страха, поселившаяся прямо рядом по соседству в уютных одноэтажных сонных типовых районах, типовых школах, типовых лагерях, неподалёку с простыми типовыми школьниками в типовых голубых джинсах, говорящих о пиве и уроках, где-то ощутимо близко-близко с каждым зрителем-тинэйджером, промотавшим карманные деньги на поход в киношку ради ужастика. Не монстр с лазерной пушкой прожжёт тебе мозги через скафандр космонавта, а загадочный неразборчивый силуэт маньяка с каким-нибудь прозаическим американским именем – Майкл вонзит кухонный нож со стола, пока ты впервые в жизни обжимаешься со своей девчонкой в зале на диване при отчаливших взрослых. Для меня эта позиция простого бытового страха, как понятный взаимообратный диалог через камеру меж зрителем и режиссёром – творцом хоррора, и является главным новаторством фильма, указавшего верный путь для его собратьев. Слэшеры не должны пристально исследовать личность убийцы, играя на приближении к его персоне, им не идёт проходить в декорациях космических кораблей. Они обязаны действовать в доходчивой близости к молодёжи, разбив скорлупу из комфортной среды обитания, где априори никогда ничего не происходит кроме нудных уроков и бесед на лужайках, чтоб щекотать нервишки спонтанным вторжением из-за угла неким неизвестным в маске, прячущим там любого соседа. И Карпентер всё это подарил в своей картине, за что ему честь и хвала.

 

 

Сюжет:

В День Всех Святых маленький мальчик Майкл беспричинно жестоко убивает кухонным ножом свою сестру. Проходят годы, повзрослевший сумасшедший бежит из лечебницы, возвращаясь в родные места, чтоб продолжить кровавые проделки. Этот праздник Хэллоуин для многих станет последним в жизни!..

 

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

 

Страница фильма «Хэллоуин» в КЛУБ – КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 10, среднее: 4,80 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на слэшер «Хэллоуин» (Halloween, 1978)

Добавить комментарий для Роберт Виллэн Отменить ответ

  

  

− 7 = 3