Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Другая жизнь — отзыв на психологический триллер «Место под Солнцем» (Plekkie in die son, 1979 г.)

 

Эксклюзивный отзыв на психологический триллер «Место под Солнцем» (Plekkie in die son, ЮАР, 1979) только для сайта КЛУБ-КРИК 

Фильмов о людях, лишенных свободы, снято огромное количество и в самых разных жанрах. Заключенные, рабы, заложники и им подобные – гости на экранах даже не столько частые, сколько постоянные. Чувства, мысли, переживания тех, кто оказался в чужой власти: тюремной администрации, надсмотрщиков, похитителей – так и просятся, чтобы лечь в основу очередной истории о столкновении характеров, преодолении нечеловеческих лишений, закалении воли.

Южноафриканская драма «Место под Солнцем» тоже рассказывает о том, что происходит с человеком, потерявшим свободу. О том, как происходит переоценка ценностей и изменяется мировоззрение того, кто насильно вырван из привычного мира, круга общения, лишен множества простых радостей жизни. И о том, как тяжело сделать это, если приговор безжалостен, а вины – нет и в помине. Ведь героиня картины наказана отнюдь не за какое-нибудь преступление и даже не в результате судебной ошибки. Она просто заболела. Вот только болезнь ее называлась проказа, а это означало многолетнее, а то и пожизненное заключение в лепрозории.

Потрясение человека, чувствующего себя абсолютно здоровым, полным сил и надежд на будущее, когда ему сообщают приговор без права обжалования, трудно себе представить. Вместо родного дома Карен оказывается в крохотном бунгало, вместо новорожденного сына рядом с ней товарищи по несчастью, а все общение с мужем теперь сводится к редким свиданиям, во время которых любимый еще недавно человек с трудом подавляет в себе страх и брезгливость… Кажется, что отчаяние должно просто-таки сочиться с экрана, заставляя зрителя переживать один катарсис за другим, утирая льющиеся рекой слезы. Но Вильям Фауре, снимая картину, столь тщательно избегал любого намека на мелодраматичность, что вольно или невольно, практически лишил фильм эмоций. История рассказана им столь сухо и минималистично, что сопереживать ее героине практически не получается – да она в сопереживании и не нуждается, стоически перенося выпадающие на ее долю испытания.

Причем сухость эта и эмоциональная нейтральность – вовсе не следствие неудачной постановки или сознательного режиссерского замысла. Она идет скорее от бурского менталитета, формировавшегося в суровых условиях априори враждебной среды, и придавшего национальному характеру черты упрямства и индивидуализма. Не случайно, снятый несколькими годами раньше «Места под Солнцем» фильм другого режиссера-бура Даана Ретифа «Саломея» рассказывает историю женщины, осужденной за преступление, которого она не совершала, столь же бесстрастно и беспристрастно. Это просто данность, и ждать от бурского кино бурных страстей и обнаженных чувств не приходится.

Но от того, что игравшая главную роль в фильме Яна Сильерс тщательно скрывает чувства своей героини, становится только интереснее. Актриса (и режиссер вместе с ней) играют на полутонах, на эпизодах, лишь иногда приоткрывая завесу внешнего безразличия и демонстрируя кипящие внутри своих персонажей чувства. Карен позволяет прорваться кипящему в ней отчаянию только одним – покупкой кресла, которое она каждый день тщательно полирует и дезинфицирует. Ведь когда приедет ее муж, он сможет сидеть в нем без риска подхватить невидимую заразу. Кресло становится для женщины связующей нитью с потерянным для нее миром. С людьми, которых обитатели лепрозория называют «внешними». И которых рано или поздно перестают понимать.

Да и сами «внешние» со временем все больше и больше отдаляются от своих родственников и любимых, которые остались внутри лепрозория. Мини-история пожилой супружеской пары, вернувшейся туда через несколько дней после выписки, является тому простой, но доходчивой иллюстрацией. За годы, проведенные в разлуке, без надежды на воссоединение семьи, «внешние» начинают воспринимать своих родственников как умерших, а умершие, как известно, не возвращаются.

Поэтому прокаженным остается надеяться только на себя и на тех немногих, кто находится рядом с ними – таких, как доктор Лёйв и доктор Хауф. Они не скрывают от пациентов правды, не дают им ложной надежды, но живут вместе с ними их жизнью и дарят уверенность в том, что вселенная лепрозория может быть самодостаточным и вполне пригодным для жизни миром.

Своим фильмом Вильям Фауре демонстрирует непоколебимую протестантскую уверенность в том, что терпение и труд смогут преодолеть любые жизненные невзгоды, тем более, такой пустяк, как ограничение свободы. Может быть, делает это он несколько прямолинейно и на искушенный киноманский взгляд безыскусно, но такое уж кино снимали буры в 70-х годах прошлого века.

Cтраница фильма «Место под Солнцем» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Другая жизнь — отзыв на психологический триллер «Место под Солнцем» (Plekkie in die son, 1979 г.)

Добавить комментарий

  

  

20 − 14 =