Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Как создавался Чужой 3. Часть 1: альтернативные сценарии

 

Оригинал статьи

Рассказав про то, как создавались первые две части «Чужого» (1-я, 2-я, 3-я и 4-я части обзора), пришла пора рассмотреть и историю многострадального триквела.  Почему многострадального? Судите сами: пять лет пре-продакшна, 13 миллионов долларов потраченные на декорации, что не использовались в фильме и гонорары сценаристам, чьи работы были отвергнуты студией, семь или восемь разных авторов (и это только те, что были официально наняты), три режиссера, несколько десятков написанных сценариев, превышение бюджета, многочисленные скандалы на съемках приведшие к отстранению режиссера, судебные разбирательства… Словосочетание «производственный ад» как нельзя лучше подходит для описания того, как создавался «Чужой 3«.

Когда на волне успеха «Чужих» в начале 1987 года чиновники студии «20 Век Фокс» предложили  Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллусделку на создание сразу двух сиквелов, вряд ли кто-то мог предположить какими проблемами это обернется. Казалось, что теперь у продюсеров на руках есть своя собственная долгоиграющая космическая франшиза, способная на равных конкурировать со «Стартреком». Что сложного может быть в постановке продолжений?И тем не менее, практически сразу же начались неприятности. Сигурни Уивер изначально не горела большим желанием сниматься в продолжениях и была согласна лишь на небольшое камео в третьей части. На пост режиссера Гайлер и Хилл попробовали подписать Ридли Скотта — но из-за чрезмерной занятости (у него в разработке находилось сразу три проекта) ему пришлось отказаться.

Но, пожалуй, самой главной проблемой, которая преследовала создателей на протяжении всего подготовительного периода стало то, что они в очередной раз не знали, чего же именно хотят. Их идеи начинались с чужих, высаживающихся на Землю и мутирующих в супермонстров, уничтожающих Нью-Йорк, и заканчивались Рипли и выросшей Ньют, которые охотятся на новый вид чужого в мегаполисе в стиле «Бегущего по лезвию«. Как мы все помним, схожая ситуация возникла при создании сиквела «Чужого»  — но там продюсерам повезло практически сразу же найти Джеймса Кэмерона. Тут же, ситуация складывалась далеко не так удачно.

Первая кровь

После мозгового штурма, Гайлер и Хилл родили следующую концепцию двух фильмов: в первом, корпорация «Уэйланд-Ютани» должна была противостоять враждебному объединению планет, использующих чужих как биологическое оружие. Главная роль отводилась Хиксу, который должен был собрать новую команду морпехов и повести их в бой против монстров. Во втором, Сигурни Уивер должна была вернуться к роли Рипли (по крайней мере продюсеры на это надеялись), возглавив силы людей в «эпической битве против инопланетных орд».

Первым автором, привлеченным к проекту, стал считающийся ныне отцом кибер-панка Уильям Гибсон. Осенью 1987 года он стал писать сценарий на основе идеи Гайлера и Хилла. Основной проблемой Гибсона стала нехватка времени — зимой 1988 года должна была начаться забастовка сценаристов, и поэтому любой ценой надо было успеть написать скрипт до этого срока. К декабрю 1987 года он закончил первую версию сценария объемом в 115 страниц.


Уильям Гибсон

Из сценария Уильяма Гибсона мы узнаем, что в мире существует два могущественных центра силы: компания «Уэйланд-Ютани» и подчиненное ей правительство, и «Союз прогрессивных народов» (Union of Progressive People), своеобразный космический правопреемник СССР и организации Варшавского договора.

В начале фильма Сулако сбивается с курса и ненадолго входит в космическое пространство, контролируемое Союзом. Ему на перехват высылают группу быстрого реагирования. Прибывшие на Сулако коммандос обнаруживают выживших в капсулах криогенного сна, а также  яйцо чужого, которое в буквальном смысле выросло во внутренностях Бишопа. Далее следует атака лицехватов. Нескольким коммандос удается спастись, и прихватить с собой Бишопа, с целью выкачать из него всю имеющуюся информацию о чужих.

Спустя несколько дней, Сулако прибывает на станцию «Anchorpoint», контролируемую Компанией. На корабль отправляют спасателелей. Группу атакуют чужие, возникает перестрелка и пожар в отсеке криогенного сна. Чужих удается уничтожить, а также спасти выживших. С Хиксом и Ньют все в порядке, но Рипли из-за неправильной деактивации капсулы  впадает в кому. Позже,когда на борту «Anchorpoint» начнется заварушка, Хикс катапультирует капсулу со все еще находящейся в коме Рипли в космос, в надежде что ее подберут спасатели.

Мы узнаем, что со времени событий, произошедших в «Чужих», прошло четыре года. Заполучив ДНК монстров, Компания и Союз принимают решения клонировать чужих, но при этом существенно изменить их генетический код. Соответственно, Компания проводит свои эксперименты на станции «Anchorpoint», а Союз на находящейся неподалеку базе под названием «Rodina» (да, так и читать). В скором времени починенного Бишопа переправят с «Родины» на «Anchorpoint», а Ньют на одном из транспортных кораблей улетит на Землю.

В ходе экспериментов, ученым удалось вывести новый вид монстра, который просто идеален для человеческого тела. «Улучшенный» чужой вызревает уже не за несколько часов, а всего лишь за пару минут. Изменился и процесс «рождения» — теперь ДНК чужого внедряется в ДНК человека и постепенно меняет его, после чего инфицированный в буквальном смысле сдирает с себя кожу и плоть, а на его месте появляется новорожденный монстр.

Узнав про эти эксперименты, Хикс пытается их саботировать, после чего его арестовывают. Но до военного трибунала не успевает дойти — очень скоро опыты выходят из-под контроля и половина людей, работающих на «Anchorpoint», погибает  за несколько минут. Поскольку технологическое оснащение у космических коммунистов уступает западному, то дела на станции «Родина» обстоят еще хуже. Потому русские, недолго думая, взорвут свою станцию с помощью ядерной ракеты.

Хикс, который после гибели большей части экипажа берет командование на себя, вместе с  Бишопом тоже решают уничтожить «Anchorpoint». Хикс с десятком выживших  отправляются к спасательным шлюпкам, а Бишоп пытается пробраться к комнате управления реактором, чтобы перегрузить его и взорвать станцию. Понятное дело, на пути группы Хикса окажется куча разнообразных чужих, а Бишоп столкнется с Королевой.

В конце концов, Бишоп запускает программу по самоуничтожению станции, а Хиксу удастся дойти до шлюзов. Но из-за невозможности воспользоваться шлюпкой, ему и паре уцелевших приходится надеть скафандры и выбраться на корпус станции. Там к ним присоединяется Бишоп, который берет в руки импульсную винтовку и начинает отстреливать преследующих их чужих с такой точностью, которой позавидовал бы даже Терминатор. Это кстати делает предыдущий фильм немного бесмысленным — ибо с такими навыками (в одной из сцен, андроид убивает Королеву всего одним точным выстрелом), Бишоп бы в одиночку зачистил весь Улей.

 

В итоге, станция «Anchorpoint» благополучно взлетит на воздух — Хиксу, Бишопу и еще двум людям удается спастись. Фильм заканчивается диалогом между Бишопом и Хиксом, в котором Бишоп говорит, что нужно уничтожить источник распространения чужих, и остановить Компанию в попытках завладеть этой особью…

Из всех сценариев к третьему «Чужому», работа Гибсона была самой масштабной: она значительно расширяла вселенную первых двух частей, в ней было много крайне масштабных экшн-сцен, и она весьма лояльно отнеслась к кэмероновским персонажам.

В чем-то сценарий Гибсона похож на сценарий Кэмерона — первые сорок страниц не спеша вводят нас в курс дела, а последующие семьдесят пять дают ураганный экшн. В сценарии насчитывается восемь (против двух в фильме Кэмерона) сцен, где солдаты сражаются с чужими.

Но, тем не менее, у работы Гибсона имелись и весьма серъезные недостатки, которые стали ахиллесовой пятой практически для всех последующих сценариев третьей части — невнятная завязка, не лучшим образом прописанные линии отношений между персонажами, которые не могли идти ни в какое сравнение с работой Кэмерона, и на удивление слабо проработанные технологии будущего (от автора культового «Нейроманта» можно было ждать большей изощренности в этом вопросе).

Еще одной откровенно ненужной частью сценария была линия с «Союзом прогрессивных народов». Конечно, автор пытался передать дух Холодной войны, но в итоге по сути кроме названий и имен, стороны конфликта у Гибсона ничем не отличаются друг от друга, и все эпизоды с Союзом  можно было относительно безболезненно вырезать. К тому же, это бы позитивно сказалось на бюджете будущей картины.

Как бы то ни было, но сейчас некоторые фанаты придерживаются мнения, что из всех написанных сценариев к третьему «Чужому» работа Гибсона была наиболее близкой по духу к тому, что они хотели бы увидеть: сценарий был далеко не идеален, но после последующих правок из этого могло бы получиться что-то интересное. Но это сейчас…

А тогда, в декабре 1987 года, Гибсон отправил свой сценарий студии. Сигурни Уивер понравились аллюзии на тему Холодной войны, а вот Гайлер и Хилл забраковали сценарий, хотя Гибсон  в принципе выдал то, о чем его попросили. Еще одной проблемой стал весьма большой масштаб действия — студия была просто не готова к таким вложениям.

И потому в январе 1988 году Гибсон экстренно переписал сценарий. Сохранив общую сюжетную линию с двумя конкурирующими блоками, Холодной войной в космосе, и Хиксом с Бишопом в качестве главных героев, второй сценарий Гибсона сильно потерял в масштабе: cтанция «Anchorpoint» из большой военной базы с сотнями морпехов и ученых превратилась в недостроенную из-за урезания финансирования исследовательскую станцию компании «Уэйланд-Ютани» с экипажем из восьми ученых без какого-либо оружия. Соответственно, если в первой версии сценария полно масштабных сцен, где морпехи сражаются с чужими, то во второй, единственный военный это Хикс, а из оружия у него футуристический трофейный автомат АК-104 с пятью патронами.

Количество чужих также радикально сократилось: с нескольких сотен до всего двух — одного «классического» и одного «гибридного», между которыми в конце происходит схватка. Также урезания сильно сказались на темпе повествования — экшна стало в разы меньше, и настоящее действие начинается лишь в районе последней трети скрипта. И пускай в этой версии некоторые элементы вроде завязки и персонажей проработаны лучше, чем в предыдущей, но в целом история стала заметно скучнее.

Вторая версия тоже не устроила продюсеров, а времени на дальнейшее переписывание у Гибсона не было — началась анонсированная забастовка сценаристов, из-за которой все работы были приостановлены на полгода. На время простоя Гайлер с Хиллом вплотную занялись поисками режиссера. Как и в двух предыдущих случаях их выбор пал на новичка —  молодого и еще только начинающего свою голливудскую карьеру финна Ренни Харлина. По окончании забастовки, Гайлер предложил Гибсону поработать с Харлином над сценарием, но у него уже были неотложные обязательства перед студией Carolco по адаптации «Джонни Мнемоника», и потому ему пришлось выбыть из проекта. Так, «Чужой 3» потерял первого сценариста.

Вторая попытка

Молодой режиссер бурлил идеями — начиная от показа родного мира чужих и заканчивая фильмом, где чужие попали бы на Землю. Но студия быстро привела финна в чувство, указав, что не будет «финансировать новые миры».

Тогда Харлин предложил продюсерам нанять Эрика Рэда (сценариста «Попутчика«) для дальнейшей работы над имеющимся скриптом. Продюсеры согласились, но в результате все только усугубилось — Рэд должен был переписать сценарий Гибсона, но проблема заключалась в том, что ни Гайлер, ни Хилл все еще не могли внятно объяснить ему, что они хотят изменить. Сроки поджимали и в результате Рэду дали всего пять недель на то, чтобы он написал абсолютно новый сценарий. Каким-то образом Рэду удалось выдержать срок и представить свою работу в феврале 1989 года — но вот результат…

Итак, после событий «Чужих» проходит несколько лет. Сулако прибывает к космической станции под названием «Северная звезда». В видении Рэда она представляет собой весьма необычную конструкцию, где с одного конца расположен прозрачный купол, под которым находится небольшой городок, в котором колонисты занимаются сельским хозяйством, а с другой стороны — военную базу протяженностью в пятьдесят уровней.

На борт Сулако высаживается команда спасателей во главе с капитаном спецназа Сэмом Смитом. Попав внутрь, вместо выживших они находят лишь раскуроченные криокапсулы с яйцом чужого там, где раньше лежала Рипли. Тут же на солдат бросается пятиметровый чужой (вообще интересно, смотрел ли Рэд предыдущие фильмы, ибо пять метров это уже высота Королевы), убивающий всех, кроме Сэма. При этом Сэм теряет руку и ногу — позже их заменят на кибернетические протезы.

Спустя две недели наш герой приходит в себя — из-за шока Сэм потерял память о произошедших на борту Сулако событиях, а его отец, генерал по имени Джон Смит (в этом сценарии у Рэда действительно очень богатая фантазия на имена) явно что-то скрывает. В течение последующих 30 страниц Сэм играет в детектива, пытаясь разгадать тайну произошедшего, что, признаться, весьма скучно — ведь нам, зрителям, и так прекрасно известно, что произошло на самом деле.

Выясняется, что очередные, очевидно не вполне вменяемые, ученые разводят чужих, используя отобранных у фермеров животных. Военные планируют приручить чужих, сделать из них суперсолдат и скинуть на Москву. Естественно, что вскоре монстры вырываются и начинают всех убивать. Более того, в понимании Рэда, чужие по какой-то непонятной причине вдруг становятся похожими на монстров из «Нечто» — их клетки могут ассимилировать как живую, так и неживую материю, и теперь они заражают всё и вся, начиная от людей, и заканчивая металлическими предметами (!), простым прикосновением.

Чужие выбираются на верхние уровни станции, где уцелевшие солдаты и фермеры баррикадируются в фермерском городке и отбивают первую атаку пришельцев. Но зараза так просто не сдается — через чужекомара (!!) вирус чужих перадается домашнему скоту  — в результате в скрипте появляются чужекоровы, чужесвиньи и даже чужецыплята. А затем Джон Смит признается, что ставил эксперименты с ДНК чужих на себе, после чего тут же мутирует на глазах сына.

Дальше еще круче — сама  конструкция «Северной звезды» подвергается заражению инопланетным вирусом, и в результате станция превращается в гигантского гротескного чужого диаметром в несколько километров(!!!). В драматической финальной сцене Сэм Смит с семьей пытается улететь на спасательном корабле, но сталкиваются с Джоном Смитом, который превратился в пятиметрового чужого. Сэм кричит отцу: «Папа, пусти нас! Или мы погибнем», после чего слезинка скатывается по биомеханическиму лицу отца и тот спасает сына. Благодарный Сэм улетает и из космоса взрывает циклопическое образование ядерными зарядами.

Мне вообще нужно объяснять почему сценарий Рэда плох? Завязка не выдерживает никакой критики, персонажи и диалоги на редкость убоги, а от финального твиста с чужекомарами и слезинкой скатывающей по лицу чужого начинаешь сомневаться в психическом здоровье сценариста. Единственное, в чем Рэд традиционно хорош — это описание всяких сцен расчленения и мутаций, которых в этом сценарии больше, чем во всех остальных вместе взятых. Но для хорошего скрипта этого, мягко говоря, недостаточно.


Чужекомар. В космосе никто не услышит его писк. (с)

Как не трудно догадаться, сценарий не понравился никому из причастных к проекту лиц — Уивер назвала его ужасающим, после чего заявила, что не хочет больше иметь дела с триквелом, а Ренни Харлин вообще разорвал контракт со студией и занялся съемками другого фильма. Так «Чужой 3» потерял второго сценариста и первого режиссера.

В 2010, Рэд так прокомментировал свой опыт по написанию этого сценария: «Это единственный сценарий от которого я полностью отрекаюсь, потому что это не моя работа. Это скороспелый плод слишком большого количества встреч и вмешательства различных сторон, которые не оставили мне никакого времени на работу, из-за чего вышел полный шлак»

Очередная неудача

Снова оставшись ни с чем, Гайлер и Хилл отказались от идеи съемок двух последовательных фильмов и решили вернуться к сценарию Гибсона. Ими был нанят Дэвид Туи (у которого на тот момент в активе была только работа над вторыми «Зубастиками» и «Чернокнижником«), чтобы он отполировал диалоги и развил персонажей. Туи начал работу и в основном придерживался костяка сценария Гибсона, хотя некоторые сцены и писались им с нуля. Но тут грянул гром —  социалистический блок стал стремительно распадаться, Берлинская стена рухнула и история противостояния жадной компании «Уэйланд-Ютани» и социалистов в космосе внезапно потеряла свою актуальность. Многомесячную работу Туи пришлось выкинуть в мусорку, после чего он начал заново, написав абсолютно другой скрипт.

После опенинга, в котором рабочие с горнодобывающего корабля «Уэйланд-Ютани» случайно находят лицехвата в куске янтаря (кстати, роман «Парк Юрского периода» вышел только через год), мы переносимся на принадлежащую ей гигантскую околоземную станцию-тюрьму «Moloch Island».

Туда доставляют пять новых заключенных, один из которых — осужденный за мошенничество Скотт Стайлс, у которого уже есть большой опыт побегов из разных исправительных учреждений. Данная станция служит для переработки руды в сталь, которая затем переправляется на Землю. В скором времени, в тюрьме начинают происходить странные события: несколько заключенных убиты с особой жестокостью, и Стайлс пытается выяснить что именно творится на нижних уровнях, пока его самого не постигла такая же судьба.

Стайлс знакомится с доктором Пэкард. Она также подозревает, что тут творится что-то незаконное, но не хочет знать больше, так как боится потерять работу. Тем более, на одном из уровней станции функционирует секретная лаборатория, доступ к которой имеют всего лишь несколько человек.

Стайлс принимает решение сбежать, и вместе с ним попытку побега предпринимают еще четыре человека. В бескрайних лабиринтах станции они сталкиваются с чужим, который начинает преследовать группу и поочередно убивает всех, кроме нашего героя. Стайлса же спасает специальный отряд, отправленный на поимку сбежавшего ксеноморфа. С огромным трудом охранники убивают монстра, а Стайлс вновь заключен под стражу.

Тем временем, Пэкард проникает в секретную лабораторию и обнаруживает там несколько находящихся в стазисе чужих. Каждая из особей чем-то отличается от другой — есть чужой-хамелеон, покрытый шипами чужой, сиамский чужой (который сросся с другим чужим) и т.п. Все они являются продуктом генетических экспериментов Компании, которая пытается вывести наиболее подходящий для использования в военных целях вид чужого. Заключенные же нужны для оценки их эффективности. Также мы узнаем, узнаем, что какое-то время назад Сулако вернулся на Землю, и к настоящему времени Рипли мертва (причина ее смерти не уточняется).

 

Фан-арт одной из разновидностей чужих из сценария Туи

Первоисточником ДНК чужого является тот самый, найденный в куске янтаря окаменевший лицехват, а курирует программу некий мистер Лоун — амероазиат (у Хилла с Гайлером местами кстати проглядывает явная нелюбовь к Азии) и как выясняется в финале, андроид.

Стайлс понимает, что скорее всего станет следующим «добровольцем» для для проверки боевых качеств чужого, и ему удается уговорить Пэкард бежать. Та пытается вывезти его под видом умершего, но их останавливает охрана. Следует перестрелка, которая приводит к повреждению корпуса станции. Затем следует несколько взрывов и в результате почти полная разгерметизация станции и гибель большинства людей. Вдобавок, из-за сбоя в системе безопасности чужие вырываются на свободу. У Пэкарда, Стайлса и двух выживших охранников только одно решение — дойти до спасательной шлюпки. На это им отпущено семнадцать минут (на такое время хватит воздуха на станции), и для достижения цели им придется пройти через лабораторию по выведению чужих.

В конце концов, после сумасшедшей гонки со временем, преследуемые чужими, Пэкарду, Стайлс и одному из охранников удается добраться до спасательного корабля,  для чего им приходится надеть скафандры и пересечь безвоздушное простанство (что интересно, такая сцена была во всех трех первых сценариях, так что по всей видимости кто-то из продюсеров был фанатом такого эпизода). Чужой продолжает преследовать героев и в космосе, но Стайлсу удается уничтожить его с помощью космического корабля. В благодарность за то, что он спас его жизнь, охранник решает не выдывать Стайлса и сообщает властям что он сотрудник из обслуживающего персонажа станции

Сценарий Туи хорош в первую очередь тем, что это единственная работа, которая написана полностью «с нуля», без всяких попыток привязаться к окончанию предыдущей части. Фильм Кэмерона закрыл практически все лазейки для продолжения «по горячим следам», и Туи мыслил в правильном направлении, решив изменить локацию, подход и придумать своих собственных героев. Да, у него не было «мандата» на раскрытие темы Космических жокеев и происхождения инопланетного корабля на LV-426, но зато он не придумывал высосанные из пальца способы, как продолжить франшизу сразу после окончания фильма Кэмерона.

Сценарий отличается крайним динамизмом — во второй половине сценария действие не останавливается ни на секунду, а последние шестнадцать страниц представляют сплошной адреналиновый экшн. Еще одна интересная особенность скрипта Туи это то, что большую его часть чужого в «кадре» нет. Автор постепенно нагнетает атмосферу, дает намеки, но по сути в первый раз главный герой сталкивается с чужим лишь во второй половине скрипта. Также любопытны некоторые  подозрительные сходства сценария Туи с фильмом «Чужой: Воскрешение» —  так, сцена где Пэкард входит в лабораторию и видит последствия генетических экспериментов, очень похожа на известную сцену с Рипли из данного фильма. Кроме того, в сценарии есть знакомая сцена где через маленькую дырочку в обшивке, персонажа буквально «высасывает» в космос.

Да, возможно, в работе Туи не было сильно выдающихся персонажей, диалогов и сюжетных поворотов — но даже из этого первого варианта мог бы получиться достаточно крепкий блокбастер, в случае успеха которого можно было снимать четвертую часть либо с новыми героями, либо вернуть персонажей из предыдущих частей.

Президент студии «20 Век Фокс» Джо Рот получил сценарий Туи, прочитал, назвал его хорошим… и сразу же отклонил. Причина была проста — Сигурни Уивер в очередной раз передумала (чему немало помогли обещанный пятимиллионный гонорар, проценты от сборов и предложенный пост со-продюсера), и согласилась сниматься в третьей части — только вот никто не известил об этом Туи.

Неунывающий Туи начал в очередной раз переписывать сценарий с Рипли в главной роли (благо, что структура скрипта позволяла сделать это без значительных проблем), и когда он уже почти закончил… то получил известие, что студия больше не нуждается в его услугах.

Дело в том, что за это время Гайлер с Хиллом нашли очередного кандидата на пост режиссера — малоизвестного новозеландца Винсента Уорда. Уорд предложил радикально новую идею для сценария — переместить действие на деревянный планетоид, где бы обитала религиозная община монахов-отшельников, противников всякой технологии.

Насколько странно звучала эта идея, настолько сильно она понравилась Гайлери и Хиллу, которые решили что именно такой необычный взгляд это именно то, что им нужно. В итоге, Туи получил чек и следующим образом прокомментировал свое увольнение: «Голливуд хорошо платит авторам, но в качестве компенсации обращается с ними, как с дерьмом». Cправедливости ради стоит отметить, что он не оставил идею столкнуть на экране уголовника и космических монстров и через десять лет воплотил ее в жизнь. Впрочем, это уже другая история…

В следующих частях — каким было необычное видение Уорда, как фильм начали снимать не имея завершенного сценария и как Дэвид Финчер сражался с продюсерами и студией за свое видение фильма.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Как создавался Чужой 3. Часть 1: альтернативные сценарии

Добавить комментарий

  

  

5 + 3 =