При оформлении материала использованы кадры из одноименной экранизации Бена Аффлека 2007 года (прим.администрации)
Похищена четырехлетняя Аманда Маккриди. Исчезновение ребенка из родного дома крайне загадочно: полиция не может найти никаких зацепок. Близкие девочки обращаются к частным детективам Патрику Кензи и Энджи Дженнаро, чтобы они провели независимое расследование. Сыщики берутся за дело, даже не представляя, в какой невообразимый кошмар ввязываются…
«Прощай, детка, прощай» входит в серию романов Денниса Лихэйна о расследованиях различных преступлений парочкой частных сыщиков и по совместительству любовников Патрика и Энджи, мужчине и женщине, обладающих проницательными умами и железными характерами, которые жизнь постоянно проверяет на прочность. Лихэйна, как настоящего, отнюдь не бульварного писателя, интересует не только увлекательное распутывание хитросплетенной интриги, но и социальная подоплека происходящих событий. Подобный подход к детективному жанру отнюдь не нов, достаточно вспомнить цикл произведений Жоржа Сименона о комиссаре полиции Мегрэ, в котором действие строилось не только на поиске преступников, но и на анализе пороков современного общества, толкающий людей на совершение злодеяний.
Отличие современной «сыскной» литературы от классических произведений в целом, и данного романа в частности, заключается в жестокости повествования, как на уровне стиля, так и с позиции сюжетной составляющей. Хочется высказать пусть парадоксальную, но злободневную мысль, что чем дальше общество развивается, тем больше оно сходит с ума. Многие современные преступления отличаются не только высокой технологичностью их совершения, но и ужасным ущербом для жертв, будь то массовое ограбление миллионов людей под невинным названием «экономический кризис», или же немотивированное убийство человека со звериной жестокостью, ради извращенного удовольствия душегуба. Поэтому и криминальный жанр становится все более брутальным, злым и шокирующим. Многие детективы последних лет – это настоящие триллеры, как по напряженности повествования, так и в силу чудовищности расследуемых преступлений. И «Прощай, детка, прощай» — яркий пример шоковой истории, пронимающей до глубины души и заставляющей глубоко задуматься о состоятельности современной правовой системы и правильной трактовки преступления и наказания…
В центре сюжета – пропажа девочки Аманды, которая за свою четырехлетнюю жизнь по определению еще не успела никому причинить зла. Но окружение ребенка оставляет желать лучшего Ее мать-одиночка – алкоголичка и наркоманка, товарищи которой – проститутки и бандиты. И ребенок может легко стать разменной монетой во взрослых разборках, когда мать постоянно пребывает в дурмане, забывая про существование дочери и залезая в долги, чтобы было на что бухать и торчать. Но не только сутенеры и гопники могут быть опасны для ребенка из-за поведения его матери. В большом городе полно маньяков и педофилов, для которых маленькая девочка – объект сексуального желания, которую можно похитить, долго насиловать, а потом убить. Страшно от мысли, что в мире столько людей, готовых причинить зло невинному ребенку и жизнь всех, втянутых в эту историю, необратимо изменится в процессе приближения к неоднозначной развязке.
Лихэйн пишет жестко и чернушно-реалистично, но не перегибает палку с описанием зверств, физических и психологических, которых в романе более чем достаточно. Полицейские и частные сыщики, ведущие расследование, с головой погружаются в криминальную клоаку Бостона, когда с каждым днем подозреваемых в причастности к похищению становится все больше, а версии мотивов – все ужаснее. Всплывают трупы, гибнут люди, сыск превращается в кромешный ад, когда начинает казаться что похищение Аманды – всего лишь крупица совсем другого злодеяния, в котором замешено множество людей. Вокруг исчезновения ребенка вскрывается масса других преступлений – торговля наркотиками, убийства, пытки, коррупция, разбой и прочее. Кажется, что весь город погряз в вонючих и несмываемых экскрементах современного социума с его звериными законами выживания за гранью добра и зла…
Автор мастерски закрутил сюжет, когда до последних страниц романа не ясна полная картина происходящего, а в финале герои столкнутся со страшным выбором. Черное и белое сольется в единую массу противоречий, когда любое решение нравственной дилеммы не будет правильным. И читатели неизбежно разделятся на два лагеря, в зависимости от субъективной моральной оценки глубокой кровоточащей проблемы социума, у которой на сегодняшней день нет компромисса…
«Прощай, детка, прощай» — жесткий, умный и страшный роман, в котором за детективной фабулой выворачивается наизнанку классическое представление о том, что жизнь должна протекать в рамках установленных обществом законов. Но верны ли сейчас эти законы и не пора ли их менять?
Отличный отзыв, тем более на книгу, что мне кажется гораздо более сложным нежели на фильм. Роман не читал, но надеюсь когда нибудь исправлю данный факт, зато фильм посмотрел и был очень сильно впечатлен, один из моих любимых фильмов, с потрясающей развязкой (хотя вернее будет со «страшным выбором» как правильно выразился автор), аналогов которой я просто не припомню. Мне кажется Аффлек мощнее чем «Прощай, детка, прощай» так ничего и не снял, несмотря на Оскар за «Арго».
Спасибо, рад, что понравился мой отзыв. По экранизации скажу так: Аффлек хорошо переложил роман на язык кино, но все же в угоду формата полнометражного фильма очень многое сократил. В книге еще много событий, которые полнее раскрывают характеры персонажей и мотивации их поступков, делают эту историю в восприятии при чтении просто монументальной, а фильм все-таки после прочтения «Детки…» воспринимается как краткое содержание романа. Повторюсь, Аффлек — молодец и снял сильное кино, но книга при этом куда глубже и многограннее. Так что прочитать роман стоит и после просмотра этого фильма.