Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Для страха не обязательны монстры» — эксклюзивное интервью с писателем-фантастом Александром Громовым о «страшной» кинофантастике

 

Сегодня – День Космонавтики! В этот день мы традиционно говорим о «страшной фантастике», а говорить мы будем с особым собеседником – писателем-фантастом Александром Громовым –  лауреатом литературных премий «Звездный мост», «Аэлита»,  «Странник»; в 2008 году Александру Громову была присуждена премия Европейского общества научной фантастики в номинации «Лучший автор».

КЛУБ-КРИКу довелось встретиться и пообщаться с Александром Громовым на Тринадцатой международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон», где Александр провел интереснейший семинар «В сценаристы я б пошел… (Путь фантаста в кино)». В частности, Александр поделился опытом создания киносценария по мотивам собственной повести «Вычислитель» (2000) – этот фильм сейчас снимает режиссер Дмитрий Грачев. Предлагаем вам эксклюзивное интервью КЛУБ-КРИКа с Александром Громовым.

***

Александр Громов на конвенте РосКон-2013

КЛУБ-КРИК (КК): Среди «страшного кино» немало знаменитых фантастических фильмов – «Чужой», «2001 год: Космическая одиссея», «Солярис»… Нравится ли вам «страшная фантастика»?

Александр Громов (АГ): «Страшное» действительно нравится. Зритель должен испытывать эмоции. Страшное кино воздействует на человека, и  для страха совершенно не обязательны какие-то монстры. Самая страшная книга, которую я прочитал за свою жизнь, это «Сирены Титана» Курта Воннегута. Другое дело, что там страх экзистенциональный, но он есть.  Мне интересны не фильмы о монстрах, а фильмы о том, что Вселенная делает с нами, и что сами люди  делают друг с другом.

КК: Вы упоминали на семинаре, что после долгого перерыва российские кинопродюсеры снова готовы снимать фантастику. Почему вы так считаете?

АГ: Они уже начинают снимать такое кино: я отслеживаю запросы кинокомпаний. У моих коллег-фантастов уже началась работа над фильмами: например, у Андрея Белянина, Вадима Панова, Сергея Лукьяненко, у меня самого. До этого с 2006 по 2012-го не снималось ничего, ну разве что чуть-чуть. Дорого, и денег не отбить. А сейчас все другие «делянки» в кино уже вытоптаны.

КК: А что вы скажете о зрителях, которые, судя по кассовым сборам, из российского кино ходят в основном на комедии. Пойдут ли они смотреть российскую фантастику?

АГ: Ну почему обязательно комедии? Вот, например, фильм-катастрофа «Метро». Полные залы!

КК: Вам понравилось «Метро»?

АГ: Скорее да, несмотря на огромное количество ляпов в этом фильме. Например, фильм начинается с повреждения свода тоннеля. Читайте «Занимательную физику» Перельмана: это же свод! Его можно пробить сваей, и однажды в Москве так и произошло. А распределенным давлением его не повредить никогда. Далее, никогда состав не подается назад. Если состав сошел с рельсов, что будут делать со следующим составом? Людей из него выведут пешком. Но назад его подавать не будут никогда, разве что из тупика. Еще: в фильме показывают бункер – странное помещение, в котором некоторое время прячутся герои. Это не бункер, это называется сбойка, они в туннелях есть через каждые 150 метров. Но фильм как зрелище понравился.

КК: А как вы выбирали свое произведение для экранизации. Почему «Вычислитель»?

АГ: «Вычислитель» — это повесть. Я сразу начал выбор с повестей, потому что роман надо резать, в рассказ многое придется добавлять, а повесть – это тот формат, из которого получается сценарий полнометражного фильма с минимумом работы. Кроме того, я посмотрел, что более кинематографично. Я думал, что придется много рисовать, использовать компьютерную графику: и болото, и инопланетных зверюшек. Подумал и решил, что можно уложиться в 5 миллионов долларов. Но для наших продюсеров это много. После «Волкодава» они хотели чего-то малобюджетного: чтобы можно было снять за миллион, а то и за полмиллиона. Что-нибудь в интерьере. Но такой фантастики у меня нет.

КК: Расскажите вкратце о сюжете «Вычислителя».

АГ: Действие происходит на планете Хлябь. Она так называется из-за обилия болот. Там имеется окраинное море, вроде Японского или Охотского. Оно полностью заболочено. Это, конечно, небывальщина. Мне объяснили уже потом, что можно проверить: взять размер водоема и посчитать, может ли он заболотиться. Но есть лазейка – все-таки это иная планета, для нее земной закон не писан. Хлябь заселена людьми. Смертной казни на этой планете не существует; высшая мера наказания там – изгнание в Саргассово болото. Собирают их по 10 человек – мужчины и женщины – дают им какой-то минимум пищи и снаряжения, и вперед: через 300 километров – Счастливые острова. Это острова, на которых можно жить, но никто там не живет, потому что никто еще не доходил. Мой главный герой – человек-«счетчик». Он прекрасно решает системы нелинейных дифференциальных уравнений. У него нет ученой степени – он с детства такой. Частично он математик – разработал методы предсказания поведения людей. Герой четко понимает, что будут делать люди через некоторое время: это не предвидение, а математический расчет. У него задача выжить самому. Все герои чем-то провинились перед обществом. Один из них – крутой уголовник, который тоже хочет выжить, и поэтому подставляет остальных, чтобы выжить самому. Мой герой делает то же самое, только неявно. И он один доходит до Счастливых островов. Поначалу он счастлив, а потом начинает понимать, что он тут один и навсегда. Он уникален. Никто другой через Саргассово море не пройдет. И в итоге он понимает, что блестяще решил неправильно поставленную задачу. От полного отчаяния он готов идти обратно. У него нет снаряжения, шансов у него никаких, но он все равно идет обратно.

КК: Расскажите о страшных элементах фильма. Там будут монстры?

АГ: Монстры будут нарисованы на компьютере. Например, Язычник. Это огромный донный моллюск, который сидит на дне болота и чувствует, как колышется болотный ковер. Он высовывает свой длинный язык, пробивает болотный ковер, и начинает шарить вокруг. Кого схватил — того утащил в болото и съел. Есть и еще зверюшки. На этой планете высшая форма жизни – моллюски. Есть животные, похожие на змей. Они вроде слизней, только проворные, хищные и огромные. Одна такая змея нападает на моего героя, присасывается к руке, начинает его жрать. Ее не отдерешь, ему приходится ножом ее состругивать.

Дмитрий Витер и Александр Громов (справа) на конвенте РосКон-2013

КК: А почему вы были против предложения продюсеров переноса сюжета «Вычислителя» на Землю. Почему этот момент был для вас важен?

АГ: Во-первых, зверушки-монстры. Конечно, можно предположить, что после ядерной войны или генетических  экспериментов и у нас появится такое Саргассово болото  и такие зверушки, но это – внесение лишних сущностей. Придется объяснять, что это за Апокалипсис у нас был такой. Зачем это надо?  Гораздо проще перенести действие на другую планету.

КК: Очень часто в фильмах, где есть группа людей, которые по одному «выбывают», главной опасностью оказываются не монстры и не природа, а сам человек. У вас такое будет?

АГ: Конечно, я четко понимал, что так надо будет сделать. Я бы не сказал, что я эту вещь написал с нуля, предшественники у меня были. Отчасти я базировался на повести Роджера Желязны «Долина проклятий» и на Эрике Расселе «И послышался голос». В «Долине проклятий» герой прошел всё – и чудовищ, и смерчи, а добили его люди.

КК: А какое название будет на афише?

АГ: Название будет «Вычислитель». Я спрашивал режиссера, будет ли он менять заголовок повести, он сказал, что нет. А слоган будет «Интеллект – его оружие». Видеоряд будет идти от режиссера. Это странный видеоряд, я такого не писал. У меня болото – это просто болото, которое я многократно видел на русском Севере. А он сделал какие-то скалы, огромные кристаллы, чтобы подчеркнуть, что это другая планета. Может он и прав.

КК:  На семинаре вы упомянули Хичкока, процитировал его фразу: «В фильме самые главные три вещи: сценарий, сценарий и сценарий».  Какие фильмы Хичкока вам больше всего нравятся?

АГ: Я понимаю, что он великий мастер, но почему-то ни одного из его фильмов я не досмотрел до конца. Бывает такое. Это просто не мое.

КК: У вас на сайте написано, что один месяц в году вы «бродяжничаете». Что стоит за этим словом?

АГ: Я бы не сказал, что месяц: обычно это 2-3 недели – водные походы на север.

КК:  На ваши книги эти впечатления повлияли?

АГ: Конечно. Когда мой сценарий висел на сайте screenwriter.ru и подвергался обсуждению, каждый второй непременно мне вменял, что «у вас там сплошное болото, что же вы будете зрителю показывать»? А я им отвечал, что я много ходил по болотам, в основном на севере, и я понимаю, насколько они разнообразны. Бывает гнетущее такое болото, а солнышко вышло – и это просто чудо. Это очень красиво. Разумеется, болото, занимающее 80% фильма – это ужасно при плохой операторской работе, и прекрасно — для хорошей.

КК: Над чем вы работаете сейчас?

АГ: Я начал писать новый роман. Написал пока пару страничек. Я еще не знаю, о чем он будет, во что выльется. Люди работают по-разному: раньше я тоже предварительно составлял план, потом бросил, потому что не было случая, чтобы я этого плана придерживался. Всегда меня в сторону куда-то уводит. Споры между писателями идут давно: одни говорят, что персонажи «сами куда-то ведут», а другие – в том числе Кир Булычев – говорили: не надо кокетничать, как вы запланируете поступки персонажа, так он и сделает. А на самом деле правы обе стороны. Если писатель с самого начала продумал весь сюжет, у него персонажи сами никуда «не ведут». Если автор  работает без плана, то и персонажи начинают себя вести, как им вздумается.

КК: Как вы считаете, есть ли шанс у авторов, не имеющих «регалий», пробиться в мир киносценариев?

АГ: В вопросе киносценариев все авторы практически равны. Ну, у Лукьяненко шансов больше – его продюсеры знают. У всех остальных – и у того, кто написал двадцать книг тиражом не более 10 тысяч экземпляров, и у того, кто ничего не опубликовал – шансы равные.

КК: Что бы вы хотели пожелать авторам, которые садятся сегодня переработать свои произведения в киносценарий или собираются написать сценарий с нуля?

АГ: Пожелал бы терпения. Во-первых – это не интересная работа заниматься сценариями, а во-вторых, даже если вы написал дивный сценарий, совершенно не факт, что его возьмут. Может, возьмут, но не факт, что сразу. Придется ждать, ждать, ждать… Наберитесь терпения. Это самое главное, что нужно любому пишущему человеку.

КК: Спасибо большое!

От лица клуба беседу вел Дмитрий Витер.

Также читайте в клубе:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

6 комментариев «Для страха не обязательны монстры» — эксклюзивное интервью с писателем-фантастом Александром Громовым о «страшной» кинофантастике

Добавить комментарий

  

  

9 × = 18