ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Вышел мертвый из тумана… — отзыв на мистический триллер «Туман» (The Fog, 1980)

 

На вручении жанровой премии «Сатурн» 1981-го года фильм «Туман», представленный уже знаменитым Джоном Карпентером, и позиционировавшийся как произведение «нового Карпентера», далекое от дважды исследованной им в предыдущих лентах темы маньяков, оказался не в фаворе. В номинации «Лучший фильм ужасов» он заслуженно проиграл на порядок более знаковому и страшному «Вою», в котором эволюционировал поджанр «вервольф-кино», а в номинации «Лучшие спецэффекты» по понятным причинам уступил 5-му эпизоду «Звездных войн». Правда, годом раньше Карпентер утешился премией критиков на жанровом фестивале в Авориазе, однако фильм «нового Карпентера» на проверку вышел скорее сборником цитат из приобретших популярность в предыдущем десятилетии фильмов о живых мертвецах.

Тема для Карпентера была новой, но сам по себе фильм для мастера был шагом назад, особенно на фоне грандиозных побед «Хэллоуина», в том числе и в коммерческом отношении. И, хотя фильм напугал в тот год довольно много людей, ни культом, ни событием, ни откровением для жанра он не стал.

Пересмотрев его, я в очередной раз убедился, что передо мной — хорошая жанровая картина, способная и по прошествии 30 лет увлечь своей атмосферностью, классическим сюжетом «провинциального городка с проклятьем» и несколькими неожиданно страшными моментами. Но, в общем и целом, она изобилует штампами многочисленных зомби-лент и фильмов о привидениях, включая обязательные руки мертвецов, шарящих по окнам, попытку героев спрятаться в церкви и обязательного идиота, считающего, что туман и стук в дверь — это, конечно же, чья-то шутка. И действие происходит во время обязательного крупного праздника, когда люди не замечают очевидного и заняты исключительно собой и весельем. Кроме того, у фильма есть своя альма-матер в виде старенького британского ужастика «Ужас Тролленберга», где, правда, не мертвецы, а инопланетяне осаждали маленький швейцарский городок.

Как все это сделано и как смотрится? Сделано на совесть, с чувством стиля, а смотрится с каждым годом все хуже, но критической точки, которую, например, перешагнули такие классические жанровые картины, как «Девушка-дьявол с Марса» или «Тварь из Лагуны», превратившиеся с течением времени в комедии, «Туман» еще не перешагнул. Туман сам по себе таит в себе много таинственного и пугающего — и смотреть, как из этой белой плотной пелены появляется нечто пугающее и инфернальное все еще довольно увлекательно. Хотя ожидание в данном случае куда сильнее пугает, чем увиденный в итоге результат — слава богу, Карпентеру хватило ума не слишком много выставлять на экране своих фонарикоглазых мертвецов-морячков, которые в разы менее интересны, нежели предшествующие ромеровские или последующие рэймивские.

Сама постановка, как ни крути — хороша. Режиссер, по-прежнему не обладавший большими бюджетами, умело выкручивается. И, хотя заштатный одноэтажный городок он уже с блеском показывал в «Хэллоуине», здесь он смотрится не менее атмосферно. Ну, что поделать, если все зло в Америке по мнению Карпентера и, например, Стивена Кинга, сосредоточилось в маленьких провинциальных городках, где конфликты острее от того, что все друг друга знают, режиссеру можно обходиться без больших массовок, а гримерам — минимальным количеством убийств. Нечастые пугалки расставлены по своим местам, хорошая карпентеровская музыка создает необходимое напряжение, актеры пусть с несколько натянутыми мотивами, но все же действуют сообразно общей логике сюжета.

Кстати, убийства здесь не очень эффектны (впрочем, оно фильму на руку, ибо Карпентер никогда не старался напугать кишками и кровищей), да и вообще весь фильм по характеру повествования напоминает ту самую детскую страшилку, которую рассказывает малышам старый моряк у костра в прологе, и которую Карпентр специально добавил для цельности картины. Но пролог не помог — он вызвал ожидания, которые в итоге оправдываются лишь наполовину. Кстати, известен и факт, что работал он над фильмом тяжело, неоднократно переснимая и доделывая готовый уже материал, и, если это лучшее, что у него получилось, можно только посочувствовать несколько оскудевшей после первых успехов фантазии талантливого постановщика.

Пугать этот фильм уже устал — что не странно — за 33-то года! — и все-таки, когда его смотришь и в кадре появляется наползающий на крошечный прибрежный город белесый туман, что-то холодеет внутри. И про себя думаешь — а хватило бы мне смелости открыть дверь навстречу этой пугающей каше. И всякий раз завораживает картина едва заметно темнеющих неподвижных фигур на фоне огромного корабля-призрака, легенда о котором бороздит умы людей, наверное с тех пор, как сами люди научились бороздить океан. Тревожит этот фильм все еще! А значит, не зря делался и получился не из однодневок.

Из очевидных достоинств еще и участие двух прим жанра — кареглазой южной красотки Эдриэнн Барбо, так и не раздевшейся в этом фильме ни разу, тем самым разочаровав до слез подростков 80-х, и Джэми Ли Кертис. Вторая, правда, попала сюда скорее по инерции — из «Хэллоуина» и роль у нее тут ни пришей, ни пристегни, в отличии от Барбо, на законных основаниях ставшей музой и супругой режиссера, который откровенно любуется в кадре своей красивой женой, которая, между прочим, еще и весьма неплохо и эмоционально сыграла ведущую ночной радиостанции и параллельно смотрительницу маяка и любящую мать. Кстати, ее голос — это то, чего иногда так не хватает нашему ночному радиоэфиру. И еще в фильме появился сам Карпентер и мать Джэми Ли Кертис — Джанет, которая, между прочим, снималась еще в «Психо» у самого Хичкока, и, спустя много лет, отдала своеобразную дань жанру ужасов, сыграв в «Тумане» пожилую городскую активистку и организаторшу праздника.

В общем и целом, я ни в коем разе не разочарован, хотя отнесся к фильму более критически, чем 15 лет назад. Впечатление, тогда произведенное на меня этим фильмом, было таково, что я пару недель с большим подозрением относился даже к небольшой туманной поземке, не говоря уже о больших туманах, которые не редки на наших полях — хоть бери да снимай. И пусть у Карпентера шедевра не получилось, мы помним, что все познается в сравнении и истинная ценность его «Тумана» проявилась не тогда, в 80-х, а совсем недавно, с выходом топорного ремейка, который дал ощутить столь явное над ним превосходство оригинала. Впрочем, фильм делали люди, имена которых, как правило, являются гарантом качества — с чего бы у них вышло иначе?

7 из 10

Страница фильма «Туман» в КРИК — КЛУБе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

6 комментариев Вышел мертвый из тумана… — отзыв на мистический триллер «Туман» (The Fog, 1980)

  • yandex.ru Poltergeist III

    Мой самый нелюбимый фильм Карпентера, если не считать «Палату». Ужасно занудный, ниочёмный, и нестрашный. С «Хэллоуином», где использовалась совершенно аналогичная схема запугивания, у Карпентера всё получилось гораздо лучше.

    • Боб

      А у меня рейтинг «нелюбимости» пока возглавляет «Призраки Марса» — вот, где уж совсем Карпентер кончился, по-моему. А «Хэллоуин» -да, с искрой сделан.

      • yandex.ru Poltergeist III

        Призраки тоже та ещё муйня, поддерживаю. Но, в отличие от «Тумана», та работа мне показалась гораздо динамичнее и приятнее чисто визуально (вполне годные декорации, неплохой грим, ну и каст, тут же совсем муныло как-то. Нам даже этих упырей толком не показали, только из далека. Ну что вам жалко было чтоли толпу зомби в кадр засунуть?

  • MidnightMan

    Интересно написано: одновременно чувствуется рациональный подход и какая-то любовь к фильму.

  • vkontakte.ru Роберт Виллэн

    А мне «Туман» нравится. Вот «Призраки Марса» — да, так себе.

  • И мне нравится «Туман». Хотя согласна, несколько затянут сюжет.

Добавить комментарий

  

  

8 × = 80