1979-й стал по праву прорывным в жанре научной фантастики, ибо именно в том году состоялась премьера фильма, фактически открывшего новую страницу жанра. Главная заслуга в этом принадлежит трем людям — Дэну О`Бэннону написавшему первый сценарий и придумавшему основную концепцию фильма, Гансу Руди Гигеру создавшему образ безжалостного инопланетного монстра, и Ридли Скотту, который сумел воплотить все это на экране.
Конечно, фантастические фильмы снимались и до 1979 года, некоторые из них вроде «Космической одиссеи 2001″ по праву занимают почетное место в пантеоне славы кинофантастики, некоторые давно забыты. Но именно «Чужой» стал тем фильмом, который ознаменовал новую эру в кинематографе. И этому есть ряд причин.
1. Общая мрачность фильма, так резко контрастировавшая с вышедшими за пару лет до этого сказочными «Звездными войнами» и радостными Спилберговскими «Близкими контактами третьей степени». Тут нет добрых пришельцев и невероятных
приключений — в «Чужом» космос — это абсолютно враждебное человеку место, в некоторые уголки которого лучше не соваться.
2. Показ будущего. Во многих старых фантастических фильмах (вроде «Стартрека»), будущее — это такое приятное место, где все
оборудование блестит как новенькое, космонавты ходят в красивеньких (можно даже сказать гламурных) скафандрах, в ходу самые невероятные технологии вроде бластеров и телепортации. В «Чужом» все не так — темные коридоры, изношенное оборудование, астронавты, которые просто выполняют привычную работу (и вообще больше смахивающие на дальнобойщиков) — все это можно охарактеризовать одним словом — «обыденность». Космические путешествия в «Чужом» выглядят настолько обыденно, насколько для нас с вами являются обыденными поездки на
поездах.
3. Визуальный ряд. Ридли Скотт по праву считается режиссером-визуалистом, а «Чужой» однозначно является самым красивым с визуальной точки зрения фильмом из всей серии. Холодные глубины космоса, неизвестные планеты,
брошенный космический корабль — все эти виды завораживают и одновременно пугают зрителя. «Чужой» не зря получил Оскар за спецэффекты, каждый доллар был потрачен с умом.
4. Дизайн монстра. Дизайн всяких чудищ по праву считался ахиллесовой пятой голливудских фильмов докомпьютерной эпохи, ибо как ни крути, но человек в костюме как правило в первую очередь был похож именно на человека в костюме, и лишь во вторую на какую-то инопланетную тварь. В «Чужом» же эту проблему благодаря усилиям съемочной группы и конечно же разработанному Гигером дизайну удалось
успешно решить — инопланетянин получился настолько чуждым человеку и пугающим, насколько это вообще возможно. Это тот случай, когда остается только радоваться, что увиденное на экране, всего лишь фантазия, не имеющая ничего общего с реальностью.
5. Персонажи. Главные герои фильма — обычные люди, столкнувшиеся с абсолютно незнакомой им и враждебной силой. Их образы раскрыты настолько, насколько этого требует жанр без каких бы то ни было излишеств. Образы всей семерки получились очень запоминающимися — и осторожная Рипли, и склонная к истерике Ламберт, и любопытный Кейн, и вечно повторяющий «точно» Брэт, и импульсивный Паркер, и капитан Даллас и коварный Эш — уверен, что их имена останутся в памяти надолго после просмотра фильма.
Подводя итоги, отметим что Чужой заложил основу для всего развития жанра фантастики на ближайшее десятилетие, что отметили как зрители (огромными кассовыми сборами) так и критики (регулярно включающими фильм в разнообразные топы лучших). Любой увлекающейся фантастикой человек, просто обязан посмотреть этот, не побоюсь этого слова, легендарный фильм.
Страница фильма «Чужой» в КЛУБ-КРИКе
Фильм-шедевр!