Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Круто! — отзыв на драму-слэшер «Маньяк» (Maniac, 1980 г.)

 

Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на драму-слэшер «Маньяк» (Maniac, США, 1980)

Этот фильм уникальный, а ещё – глубокий. Может это слишком громко сказано, но это не преувеличение. Для маньячного слэшера подобные эпитеты вовсе могут показаться чем-то небывалым в похвалах, однако давайте разбираться.

Уникален этот фильм даже не тем, что сам Стивен Кинг (Stephen King) делится воспоминаниями от просмотра на Каннском кинофестивале, когда во время показа сцены с выстрелом в голову и её достоверным разлётом (тут нужно отдать должное профи визуальных эффектов 80-х Тому Савини (Tom Savini), одновременно, играющему эту самую жертву) из зала выбегали люди с зажатыми ртами, и не тем насколько мастит режиссёр Уильям Лустиг (William Lustig), создавший извечную тяжёлую вязкую мрачную атмосферу безнадёжности и натуралистичного ужаса, как душевного, так и наглядного с демонстрацией кровожадных сцен, а благодаря созиданию типичной жанровой ленты направления слэшер, но выверта «обязательных» моментов в неожиданном ракурсе. И такое препарирование жанра происходит, когда ещё слэшеры были в зачатке, когда ещё что-либо пародировать и обставлять по-новому прописанные законы потребности не наблюдалось!

Много слэшеров жестоких, но не все по-настоящему брутально-реалистичны. Рассматриваемый фильм совмещает оба направления. Изуверства отыграны отлично: все сцены запоминающиеся, нисколько не однообразны, и сделаны с качеством, однако «изюминка» в их манере подачи, когда режиссёр, смакуя ситуацию ужаса, неспешно передаёт все нотки испытуемые жертвой и убийцей: тревоги, выслеживаний, преследования, покушений, и самой смерти, поставленной с какой-то бытовой натуралистичностью. Особенно впечатляет уже ставшая знаменитой – удушение проститутки. Разговор, висящая тема обольщения, а после контрастная резкая последняя агония без всякого права на спасение хрупкой женщины от груза навалившегося душегуба, крупные планы, и цокающий в зрительские уши мерный сердечный ритм умирающей… Это нужно видеть на экране и отрезвляюще чувствовать насколько страшна неумолимая насильственная смерть, к которой мы уже так привыкли на экранах с литрами красной краски и искусственных выпотрошенных кишок под какие-то саркастические гэги, шутки, весёлую мелодию. Лустиг не позволяет забавляться, его ужасы реальны, противны, прозаичны, без всякого блеска постановки. Посему и страх настоящ.

Впрочем, как и сам маньяк. Пред нами злодей из слэшера, который ритмично убивает девушек. Но это в привычных лентах подобного поджанра всё как раз привычно, где душегуб неожиданно выпрыгивает из-за угла, облачённый в киношные атрибуты хоккейной маски или когтистой перчатки, стильно совершает яркую сцену, а после скрывается в темень до поры до времени. А что дальше, что за кадром, кто прячется под обликом заляпанным кровью и куда уходит негодяй, живя сам с собой, пока нам показывают остальных действующих лиц?.. То есть обычно ужас действий имеется, а драматическая основа оставлена под тривиальный пролог или же эпилог с объяснением творимого. Нынешний же маньяк – центровой герой (антигерой, безусловно), пристально изучающийся вниманием режиссёра, показывающего все те жуткие будни страшного человека, которому не укрыться от себя, не убежать от четырёх стен, не забыть мотив своих действий, желчным червяком грызущий его гнилое, но при этом страдальческое сердце. Отлично сыгранный Джо Спинеллом (Joe Spinell), маньяк достоверен на все сто процентов, точно живой, посему двоякий, как и всё в этом мире. Здоровый вполне молодой (средних лет) упитанный мужчина, однако с нетипичным детским пронзительным взглядом напуганного мальчика (чья тема пронизывает весь хронометраж повествования, раскрывая корни драмы), на деле не способного к взрослым отношениям в социуме и тем более с женщинами. Маньяк настолько близко подан на суд зрителям, что его откровенно жалко, чему способствует актёрская игра и гармоничный душещипательный музыкальный фон, но в равных долях он явственно показателен, как безумный больной зверь, каждую ночь вытирающий слёзы, напяливающий безликую вязаную шапку, куртку, перчатки, и выходящий на охоту.

Глубина истории в том, что пусть и не на премию «Оскар», но всё равно режиссёр копается в психологии маньяка и теме серийных убийств, во-первых, показывая их реальность в газетных заголовках, в урбанистических декорациях простых грязных улицах, гостиницах, подземках, тёмных закоулках, парках, на автострадах, где люди (беззащитные девушки) изо дня в день едут на работы, возвращаются после них в позднее время, а во-вторых, финально препарирует жанр маньячного слэшера, шокирующей полностью неожиданной нетипичной развязкой. Автор равно жесток (правдоподобен), как по отношению к экранным жертвам, не заигрывая со стереотипами и клише, так и к злодею. К слову, мне когда-то довелось читать интересную газетную статью, написанную американским

Том Савини (Tom Savini)

психологом, работавшим по поиску известных маньяков, так вот он утверждал, что любой сумасшедший убийца, насаждая вопиющие поступки, стремится (подсознательно или нет) быть – как бы это странно не звучало – пойманным. Делает он это для того, чтобы у него появилась возможность выплеснуть свою душевную травму, душевное расстройство, причину выхода за рамки «нормальности», рассказать о несложившейся судьбе, и пускай ему грозит электрический стул и слушатели лишь сухие профессионалы своего дела, важно, что придёт это словесное очищение, точно исповедь перед кем угодно. И заручившись такой информацией, по-иному взираешь на развязку фильма, трактуя с виду сюрреалистическую аляповатую зарисовку «ради яркого эффекта», в более осознанный режиссёрский посыл, который сумел соблюсти самый страшный акт возмездия для своего центрового персонажа.

Нетипичный, качественный слэшер с проникновенной атмосферой ужаса, достоверно перенесённая драма сумасшедшего, удивляющая концовка, и всё это в мрачных урбанистических красках – вот что ждёт вас на экране при просмотре фильма «Маньяк» («Maniac»), который на Западе слывёт культовым.

Сюжет:

Фильм рассказывает мрачную историю о городском маньяке Фрэнке Зито, натуралистично близко раскрывая пред зрителем драму и будни сумасшедшего душегуба, каждую ночь выходящего на улицы ради убийств девушек…

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

Страница фильма «Маньяк» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

8 комментариев Круто! — отзыв на драму-слэшер «Маньяк» (Maniac, 1980 г.)

  • DarkCinephile DarkCinephile

    Только что посмотрел. Ну что ж, я не буду петь дифирамбы эффектному взрыву головы, ибо не ради этого страшное кино смотрю. Кино больное, в самом плохом смысле этого слово, для чего оно снято — большая загадка для меня. Я в восхищении от таких фильмов, как «Граница», «Техасская резня бензопилой» и «Мученицы», потому как там есть добро и есть за кого переживать, а здесь что?… Сферическое безумие и неадекват, к девушкам особо ничего не испытываешь, потому как они в фильме самый настоящий расходный материал. К тому же порой настолько нудно сняты предубийственные сцены, даже никаких попыток не предпринимается для спасения, хлоп, и вот уже идет охота на следующую жертву. Но и признаю, что есть весьма сильные эпизоды, в частности в финале такой неожиданный адреналинчик! Музыка очень гнетущая, замечательно передает разлагающуюся атмосферу. Наверное, больше всего было не по себе от этих искаженных окровавленных манекенов. «…режиссёр копается в психологии маньяка и теме серийных убийств…» — да, видимо ты прав, и в этом, возможно и была идея создателей, но лично я такой способ подачи материала просто не могу принять и понять, должно быть какое-то светлое пятно, надежда что ли.

    Уже сомневаюсь в просмотре ремейка, однако любопытство все-таки перевешивает, в большей степени из-за главного антигероя и создателей.

    • MidnightMan

      Верно, сейчас кадрами разлетевшейся головы никого не удивишь, ведь чего только не нарисовано на компьютере в нынешних ужастиках 🙂

      • DarkCinephile DarkCinephile

        Вообще-то я имел в виду другое. Да, это сцена визуально очень эффектная, я это признаю, а на компьютере порой рисуют вещи куда более убогие, чем то, что показывали в старых ужастиках. Но, у меня своя теория того, каким должен быть хороший фильм ужасов, и свои требования, так скажем, в которых различные мясо-кровопускания отнюдь не являются основополагающим фактором качества фильма.

        Кстати, уже сходил на ремейк! Он понравился чуть больше, хотя в целом почти одно и то же. Давненько у меня такого смятения от просмотра, вообще не знаю как оценить, и понравилось ли мне то, что я увидел…

        • MidnightMan

          Поддерживаю, что кровища не залог чего-то там, мне тоже расчеленёнка не показатель «хорошести» ужаса. Классно, что успел сходить в кино 🙂 Я не знаю сам, наверное, пропущу фильм, после гляну, если не выкрою время. Снова возвращаясь к «Маньяку», то как по мне, если ужастик вызывает странные чувства или какое-то смешение чувств, то значит он не пустышка за что ему уже спасибо. Мне вот оригинальный «Маньяк» тоже не нравится в плане определения как «любимый фильм» или «который тянет пересматривать», просто я его считаю качественным по мере воздействия на психику зрителя, потому что состояние депрессии и сумасшествия тоже нужно уметь передавать с экрана. И если ремейк это же донесёт, то в принципе будет не жаль потраченное время.

          • DarkCinephile DarkCinephile

            Да, и тут не могу не согласиться! Вот как-то через пару дней, прокрутив все в голове, я к показанному на экране стал относиться более лояльно, однако все равно не могу определить, насколько кино понравилось или нет. Но вот уверен я в том, что оригинал подзатянут, а ремейк поживее снят, хотя может это еще эффект от просмотра в кинотеатре сыграл в пользу.

            Вообще, мне даже интересно стало, много ли таких картин, где главными героями выступают антигерои?)) Я могу лишь назвать «Гамильтонов», которых в январе посмотрел, и тоже не в восторге, хотя определенные положительные вещи и оригинальные находки там есть. Может быть соберем список подобных фильмов?…

            • MidnightMan

              Хорошая идея! Это надо к Диме обратиться и замутить новый опрос, где непосредственно главный герой злодей или злодейка. Так навскидку мне вспоминается «Мэй» и «Американский психопат» две части.

  • Спасибо. Интересно будет узнать ваше мнение по поводу нового «Маньяка» в свете «старого».

    • MidnightMan

      Да, нового нужно заценить, важно только не потеряться в сравнениях с оригинальной версией.

Добавить комментарий

  

  

+ 38 = 46