Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Симпатия к Дьяволу — отзыв на мистический триллер «Алукарда» (Alucarda, la hija de las tinieblas, 1977 г.)

 

Эксклюзивный отзыв на мистический триллер «Алукарда» (Alucarda, la hija de las tinieblas, Мексика, 1977) только для сайта КЛУБ-КРИК.

Снимая вольную экранизацию готического рассказа Шеридана Ле Фаню, мексиканец Хуан Лопес Моктесума, возможно, даже не задумывался о том, что фильм его войдет в историю хоррора и станет одной из самых культовых картин жанра на годы вперед. Ведь подобных лент в Мексике того времени выходило – воз и маленькая тележка. Одной больше, одной меньше – в мире эксплуатационного кино никто особенно не заметит. А «Алукарда» – кино откровенно эксплуатационное, предлагающее большое количество обнаженного тела, лесбийско-монастырские мотивы, жестокие пытки – и так далее, и тому подобное.

Моктесума откровенно играл в трэш, но то ли благодаря этому, то ли вопреки – получился у него один из лучших жанровых фильмов декады, образец для подражания и повод для вдохновения десяткам режиссеров, художников и музыкантов. Прежде всего, конечно, последним, пусть и представляющим весьма специфическое музыкальное направление – блэк-метал. А причина этого проста. Вольно или невольно, Моктесума снял впечатляющее полотно, насквозь пронизанное тем, что ROLLING STONES когда-то назвали «Симпатией к Дьяволу». Причем, сделал это настолько талантливо, завораживающе да и просто красиво, что стал кумиром тысяч мятущихся юных душ, посчитавших «Алукарду» символом бунта против господствующей морали, религии, общественных и государственных институтов. В-общем, того, против чего в свое время бунтовали романтические герои Байрона, Шиллера и Шелли. Ошибались, конечно – Моктесума никаким бунтарем не был. А вот его Алукарда – была.

Точнее, не его (Моктесумы), а Тины Ромеро, которая сыграла свою героиню так, словно это ее собственной душой овладели все демоны Ада. Впрочем, нет, не овладели. Она сама открыла им душу и воспользовалась их силой, чтобы принести в этот мир Хаос и разрушение. Алукарда – не просто олицетворяет собой зло. Это Зло с большой буквы, но при этом, как ни парадоксально это звучит, Зло – праведное. Зло, на стороне которого неизбежно должны оказаться все честные, смелые, отважные и справедливые, тогда как все трусы, ханжи и лицемеры останутся на противоположной. Беда только, что и просто добрые, любящие и милосердные тоже будут на Светлой стороне – и им тоже не поздоровится при столкновении с хтонической Темной силой, потому что не встать у нее на пути они не могут. И остановят Зло ценой собственной жизни и, может быть, даже души. Чтобы плодами их победы воспользовались те самые – трусы, ханжи и лицемеры.

Удивительно, но Моктесума не применяет к своему фильму релятивистскую мораль, не называет «черное белым» и наоборот. Не призывает «понять и простить». Алукарда – не романтическая готическая героиня, случайно оказавшаяся на Темной стороне и ищущая пути к Свету. Она – Зло, противник рода Человеческого, воплощение Дьявола в самой темной его ипостаси. Это не та булгаковская сила, что «вечно совершает благо». Это аватара самых мрачных инфернальных сил, враждебных всему живому. Но это живое право на жизнь и не заслужило. Поэтому ни крест, ни святая вода не могут остановить Алукарду до тех пор, пока на ее пути не встают те самые «добрые, любящие и милосердные» – сестра Анжелика, для которой одержимые демонами Алукарда и Жюстина все равно остаются родными и близкими; и слепая Даниэла, единственная, кто не заслужил наказания.

За ними, за их спинами прячутся и экзорцист отец Лазаро, и доктор Озек, за внешним материализмом которого скрывается все тот же легко воспламеняемый фанатик, и мать-настоятельница с садистскими наклонностями, и прочая монастырская братия. Это для них убить во имя Господне – духовный подвиг. Для них, выражаясь словами Всеволода Чаплина, «есть кое-что важнее жизни». И открывшая душу демону Алукарда бьет своих врагов их же оружием, потому что и для нее тоже есть «кое-что важнее жизни» и даже важнее души. Это Справедливость. Которую когда-то отняли у ее матери, которую отняли у ее Жюстины, которую отняли у нее самой. Поэтому ее перевернутый крест оказывается сильнее распятия. Ее дьявольская мощь – сильнее святой воды. Ее сатанинская ярость – сильнее молитв. И только силу Любви ей победить не удается…

Возможно, изначально фильм Моктесумы столь мощного бласфемического заряда в себе не нес. Как я уже говорил, сценарий (довольно невнятный, кстати) подразумевал обычное недорогое эксплуатационное кино. Мало ли, в конце концов, в 70-е снимали фильмов про одержимость, экзорцизм, да и голые монахини на экранах бегали едва ли не толпами – никого это особенно не пугало. Но харизма Тины Ромеро, перевоплотившейся в Алукарду в прямом и переносном смысле этого слова, сделала фильм настоящим культом. Правда, произошло это спустя много лет после премьеры, когда для многих стало очевидным, насколько фильм Моктесумы выламывается из привычных рамок B-movies. Насколько его протагонист не похож на обычного отрицательного героя хоррора.

Алукарда не просто харизматичный злодей, какие встречаются в кино сплошь и рядом. И не романтичный бунтарь. В хтонических силах, которыми она одержима, нет ничего романтичного. Но магнетизм Тины Ромеро, ее какая-то гипнотизирующая (так и хочется написать, «сатанинская») притягательность заставляют полностью уверовать в Алукарду. А вместе с ней и в того, кто стоит за ее хрупкими плечами. Не случайно, фильм обрел популярность в одно время с появлением на музыкальной сцене блэк-металлического тренда. Но это будет уже совсем другая история…

В истории же «Алукарды» следует помнить, что Моктесума никакого сатанизма (впрочем, как и католицизма) в виду не имел, а просто снимал проходной фильм ужасов. Который внезапно вырвался из авторских рук и зажил собственной жизнью. Хотя, кто его знает. Может быть, все это было и не случайно, и главную роль в образе Тины Ромеро играл тот, кого суеверные люди предпочитают не звать по имени… Теперь уже не важно. Но когда мне хочется вспомнить пять, десять, двадцать лучших фильмов ужасов всех времен и народов, я обязательно включаю в этот список «Алукарду». Шедевры – не горят!

Страница фильма «Алукарда» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

67 + = 77