Эксклюзивный отзыв на арт-хаусный триллер «Истина лжи» (Die Wahrheit der Lüge, Германия, 2011)только для сайта КЛУБ-КРИК
«Истина лжи» – очередной провокационный фильм Роланда Ребера, отчаянно пытающегося расшевелить современное общество нарушением всевозможных табу и завязать дискуссию о пределах свободы личности и самовыражения. Но в условиях, когда никаких запретов уже фактически не осталось, а любые попытки ввести ограничения подвергаются обструкции, все попытки Ребера уходят в песок. Предыдущая работа режиссера «Ангелы с грязными крыльями», в котором он так живописал сексуальную раскрепощенность, что перешел грань порно, вызвала лишь легкую заинтересованность – в конце концов, это был не первый фильм такого рода, а Ребер все-таки не фон Триер в искусстве вскрытия скальпелем человеческих душ.
Но на этом баварец не успокоился, и принялся ковырять острым ножом дальше, надеясь, что докопается-таки до скрытых пружин, определяющих человеческое поведение. Его последняя на сегодняшний день работа представляет собой не что иное, как доказательство солипсизма методом BDSM. Епископу Беркли, изрекшему тезис, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает» и в страшном сне бы не приснилось подобное издевательство над его теорией. Да и не слыхивали в его времена о загадочном звере из четырех букв – вполне хватало развлечений с прилюдно казнимыми преступниками.
Сегодня возможности поставить опыт на заключенных начинающий писатель, пытающийся исследовать человеческую психологию в экстремальной ситуации, лишен. Но подопытных свинок брать откуда-то нужно – вот и заключает молодой человек с двумя женщинами контракт на то, что те проведут пять дней в заключении под неусыпным надзором видеокамеры. А за это время Писатель попытается докопаться до дна их душ. А чтобы копать было легче, тот периодически подсыпает в еду и питье различные пищевые добавки, вызывающие галлюцинации… Или не галлюцинации. Ведь главная задача – доказать, что мир есть лишь представление о нем, и грань между истиной и ложью не существует.
На самом ли деле с героинями происходят все изображаемые на экране BDSM-сессии или только в их воображении – постепенно становится не существенно. Но чтобы Писатель не проделывал со своими жертвами, цели своей он не достигает. Они по-прежнему предпочитают жить в реальном мире и для себя четко разделяют истину и ложь, отсчитывая оставшиеся до освобождения дни и часы. Если говорить метафорами, используемыми героем картины, подняться на гору ему удается, но гора оказывается без вершины.
Подсказка приходит со стороны его подруги и издателя. Бесшабашная байкерша в исполнении постоянного соавтора Ребера Антье Мённинг предлагает Писателю выйти за рамки контракта и отказаться освободить женщин по истечении условленного срока. Но и этот способ не срабатывает – погрузившись в бездну отчаяния, женщины перестают воспринимать реальный мир и полностью погружаются в иллюзии. Гора по-прежнему остается без вершины, а истина отказывается смешиваться с ложью. Теория епископа Беркли опять остается без доказательства. Тогда Издатель предлагает новый план: нужно внушить пленницам надежду на благополучный исход. Она станет бороться с отчаянием, иллюзии перетекут в реальность, смерть объединится с жизнью, и реальный мир предстанет своим восприятием…
Но не стоит забывать, что на экране этот философский трактат предстает в череде садомазохистских сцен, которые очень хорошо скрывают его содержание за откровенной провокацией, столь любимой Ребером. Он словно нарочно (хотя, почему – «словно»?) в какой-то момент превращает свою картину в подборку BDSM-клипов, рассчитывая вызвать раздражение и отвращение, чтобы доказать тезис о единстве истины и лжи, реальности и иллюзии, вожделения и отвращения.
Впрочем, для европейского арт-хауса играть на зрительских эмоциях «от противного» далеко не в новинку. И Ребер на этом поле – далеко не сильнейший. Пусть ему не приходится объяснять актерам свои идеи (и Антье Мённинг, и Марина Анна Айх – его постоянные соавторы), но уж слишком заметны белые нитки, которыми они вплетены в сюжет. Вот американцы сняли свою «Пилу» – и все довольны. Тут вам и хлеб философского подтекста и кровавое зрелище. На этом фоне «Истина лжи» предстает досужим интеллектуальным спором, смысл которого не стоит выеденного яйца. Что же до иллюстрирующих предмет диспута BDSM-эпизодов, то желающие вполне могут найти на просторах Интернета и куда более «горячие» сцены. Без прилагающейся к ним смысловой нагрузки…
Добавить комментарий