Меня зовут Дмитрий Витер. Всё написанное ниже – мои впечатления от увиденного в фильме «Четвертый вид». Доверять моему мнению или нет – решать вам. В тексте встречаются слова «мокьюментари», «хронометраж», «прогуглить» – это чтение не для слабонервных! 🙂
В своем исследовании жанра ужасов «Пляска смерти» (1980) Стивен Кинг сетовал на то, что ушли золотые годы «хоррор»-радиопостановок (жанр в СССР, понятное дело, не существовавший), когда можно было передать в эфир скрежет открывающейся двери, а затем леденящий душу крик, и слушатель сам домысливал все жуткие подробности. Кино убило этот волшебный эффект – раз уж зрителю показывают открывающуюся дверь, извольте показать, кто там за дверью прячется. Разочарование – самое очевидное из испытываемых при этом зрителями чувств (ей-богу, пока Шьямалан не показал инопланетян в «Знаках», всё шло просто отлично!) А если показывать за дверью и вовсе нечего? Добро пожаловать в «Четвертый вид»!
Первый вид триллеров – выдуманная история. Второй вид триллеров – истории, основанные на якобы реальных событиях. Третий вид триллеров – истории-«мокьюментари», имитирующие съемку реальных событий («Ведьма из Блэр»). Четвертый вид … это «Четвертый вид». Шутка.
Современных зрителей уже не удивишь «многооконным» экраном, когда нам параллельно показывают несколько одновременно развивающихся сюжетов (как в сериале «24»). «Четвертый вид» идет дальше – нам показывают якобы реальные документальные съемки, и параллельно их экранную адаптацию, причем синхронно, вплоть до хронометража произнесенных реплик. Милла Йовович при этом спешит в самом начале ленты сообщить, что она именно актриса Милла Йовович, играющая женщину-психиатра на Аляске, столкнувшуюся с происками злобных инопланетян, а режиссер ленты Олатунде Осунсанми (удивительно, но имя реальное) то и дело прерывает действие своими якобы реальными интервью. Местами это занятно, но к середине фильма начинает утомлять. Тем более что снятому за три копейки «Паранормальному явлению» удалось выдать события за реальные с гораздо большим успехом, а пятиминутному пиксаровскому мультику «Похищение» надежнее удалось развлечь зрителя темой похищения инопланетянами. Да, «Четвертому виду» удается пару раз громко сказать «Бу!» над ухом у зрителя, и даже заставить этого самого зрителя безрезультатно прогуглить персонажей ленты на предмет выяснения их реальности, но в остальном лента остается на уровне одного из не самых интересных эпизодов «Секретных материалов».
(с) dmitrythewind, 2010
Четвертый вид — это «четвертый вид»)))))))))