Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Ни Богов, ни Монстров — отзыв на фантастический триллер «Прометей» (Prometheus, 2012 г.)

 

У многих поклонников и людей, так или иначе причастных к созданию фильмов о «Чужих«, существовала давняя мантра — рано или поздно за режиссуру следующей части возьмется отец всей саги сэр Ридли Скотт, и тогда покажет всем, как надо обращаться с классикой. Ее повторяли фанаты, использовали продюсеры в своих интервью, но кажется до поры и времени никто реально не верил что этот день настанет. Да и франшиза, зашедшая к середине 90-х в логический тупик и казалось бы окончательно добитая кроссоверами «Чужой против Хищника«, в последние годы не подавала особых признаков жизни. Чужой давно уже вышел за пределы кино и стал частью современной поп-культуры — образы ксеноморфов теперь можно увидеть на майках, в комиксах, мультиках, компьютерных играх, рекламе, без отсылок к ленте Скотта не обходится наверно почти ни один мало-мальски представительный фантастический фильм.

Но волею судьбы, то, о чем многие так долго мечтали, свершилось — через 30 лет Ридли Скотт решил вернуться к истокам жанра, сделавшего его всемирно известным. Основная интрига, которую создатели поддерживали в многочисленных интервью, заключалась в том, будет ли новый фильм иметь отношение к «Чужому».

Что ж, кино вышло на экраны и теперь мы можем ответить на данный вопрос утвердительно. Действие «Прометея» разворачивается в той же вселенной, где правит бал хорошо знакомая Компания (Уэйланд, еще без Ютани), у андроидов течет белая кровь, а в дальние уголки космоса по-прежнему лучше не заглядывать без крайней необходимости.

Как известно, при съемках первого «Чужого» студия не хотела финансировать постройки декорации с огромным мертвым инопланетянином, сидящим в кресле (прозванным космическим Жокеем), считая это излишней тратой денег. По иронии судьбы, именно вокруг космических Жокеев (в «Прометее» условно названных Инженерами), которые, как мы узнаем из сюжета, являются прародителями жизни на Земле, и закручен весь сюжет нового фильма Скотта.

Но это же и порождает первую проблему фильма, которую можно описать как недостаток фантазии. Дело в том, что в «Чужом»  космический Жокей символизировал страх перед неизведанностью, он был олицетворением того, что есть вещи, на которые лучше не знать ответа, что есть вещи настолько невообразимые, что нам возможно просто не хватит фантазии, чтобы осознать их. Да и сама необычная форма и гигантские размеры существа, так не похожего на обычных киношных серых человечков, только добавляли интриги.

В «Прометее» же, Жокеи убавили в размерах, и приобрели весьма человеческий облик. Если следовать логике фильма, по которой люди —  их творение, то это можно принять. Но так ли нужно было давать ответ на один из самых интересных вопросов, который интриговал любителей фантастики на протяжении 30 лет? Существует огромное количество фильмов с пришельцами — но действительно запоминающихся инопланетных созданий за эти годы было создано не так и много. Космический Жокей образца 1979 года относится ко второй категории, Инженер образца 2012, увы, скорее тяготеет к первой.

Что касается визуальной стороны фильма, то к ней претензий нет и быть не может — Ридли Скотт известен своим перфекционизмом при постановке кадра, и это хорошо чувствуется. Кроме того, при съемках «Прометея» обильно использовались реальные декорации и натурные съемки, что сделало сцены более живыми и добавило реалистичности происходящему.

Главной звездой фильма является пожалуй Майкл Фассбенедер — андроид Дэвид в его исполнении получился самым ярким действующим лицом. Нуми Рапас выложилась по полной (хотя на статус новой Рипли она пока никак не тянет), к игре Шарлиз Терон тоже не предъявить претензия — просто создается ощущение что значительная часть истории ее героини осталась где-то на монтажном столе, отчего ее персонаж получился каким-то обрезанным.

Что касается остальных героев, то в основном их сценарная задача сводится лишь к необходимости умереть в нужный момент, и потому нам часто даже не удосуживаются представить их (а зачем это пушечному мясу?). Сравните это с оригинальным «Чужим» и сиквелом Кэмерона, каждый из которых подарил нам ряд запоминающихся героев, имена многих из которых стали нарицательными.

И все это приводит нас к второй, и я бы сказал, главной проблеме фильма — сценарию. В основе великого фильма всегда лежит великий сценарий: увы, но применить такой эпитет к творению Джона Спейтса и Дэймона Линдендолфа не получится. Да, у нас есть хорошие и запоминающиеся моменты — но есть и сцены не несущие никакой особой сюжетной нагрузки. Ряд сценарных линий просто обрывается (спасибо монтажу?), логика происходящего в нескольких местах откровенно хромает, как и мотивация персонажей, которые если честно похожи на кого угодно, только не на специально подготовленную исследовательскую группу.

Из-за рваного повествования, мы частенько перескакиваем с одной сюжетной линии на другую, и многие из них не доводятся до конца, из- за чего весьма трудно однозначно классифицировать «Прометей» с точки зрения жанра.

Это космохоррор? Вряд ли, в «Прометее» нет постоянно нагнетающейся атмосферы ужаса, местный бестиарий крайне скуден и ограничен хронометражем в несколько минут. Конечно есть отличная клаустрофобичная сцена с Нуми Рапас — но она не меняет общей картины.

Это кино о людях, попавшей в невероятную ситуацию, где их характеры подвергаются проверке на прочность? И снова нет — после просмотра создается впечатление, что единственный персонаж по настоящему интересовавший режиссера — это робот Дэвид, а все остальные тут скорее из сюжетной необходимости.

Это кино о наших истоках, поисках места человечества во вселенной подобное «Космической одиссее»? Опять же — хоть эта тема формально и является главной, но кажется, что все, что могут создатели —  это просто озвучить ее, не рискуя выйти за что-то большее, чем простые разговоры.

Вообще, создается впечатление что Скотт хотел затронуть в «Прометее» чуть ли не все возможные темы, и в результате не сказал ничего определенного. Кино показывает, но не рассказывает, упоминает какие-то глобальные вопросы — но или просто дает утвердительный ответ, который без объяснения ничего не стоит, или сводит все к потенциальному сиквелу, жирный намек на который мы можем лицезреть в конце ленты.

В результате имеем неоднозначный фильм, которое оставляет смешанные ощущения. У нас есть интересные эпизоды, но нет цельного сюжета. Есть хорошие актеры — но не хватает хороших персонажей. Есть отличная форма — но нет такого же отличного содержания.

Возможно, основная проблема с восприятием «Прометея» заключается в завышенных ожиданиях — ведь втайне всем очень хотелось, чтобы у Скотта получился шедевр уровня его лучших времен. Вышло же просто кино, со своими достоинствами и недостатками и весьма очевидным прицелом на сиквел. А там глядишь, в случае высоких сборов, через некоторое время последует и ребут всей франшизы — классика классикой, а деньги то надо как-то зарабатывать.

Страница фильма «Прометей» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Ни Богов, ни Монстров — отзыв на фантастический триллер «Прометей» (Prometheus, 2012 г.)

Добавить комментарий

  

  

− 4 = 3