Лон Чейни мл. (Lon Chaney, Jr.) урождённый как Крейтон Тулл Чейни (Creighton Tull Chaney) – выдающийся американский актёр классической школы. Родился 10 февраля 1906-го года, Оклахома-Сити (Oklahoma City), Оклахома (Oklahoma). Ушёл из жизни 12 июля 1973-го года, Сан-Клемент (San Clemente), Калифорния (California).
Появление актера на свет произошло в семье культовой личности немого кинематографа, так же внёсшей колоссальный вклад и в развитие грима на экране — Лона Чейни (Lon Chaney), заслуживающего отдельной полновесной статьи. Матерью была Френсис Кливленд Крейтон Чейни (Frances Cleveland Creighton Chaney) – певица, гастролирующая наряду с мужем. Пара разошлась в 1913-ом, поэтому маленький Крейтон находился в различных интернатах, пока отец не создал новую семью.
Известный актёр-отец не желал сыну своей профессии, указывая на нелёгкий труд, настаивая на учёбе в бизнес школе, однако тот следовал собственному призванию, понимая о сложной (в те дни как казалось невыполнимой) задаче не стоять в тени выдающегося родственника. Роли были совсем маленькие, порой даже миновавшие титры.
Со смертью отца у сына начинается новый виток карьеры. Взяв псевдоним Лон Чейни мл. (а спустя годы вовсе отделавшись от приставки «мл.»), актёр вливается в благоприятное для дальнейшего творчества направление вестернов и фантастических жутких лент, пробуя силы на студии-гиганте «Universal». Как и отец, он превосходно работает в гриме, не боясь экспериментов с ним, к тому же обладая двойным даром: природным физически крепким «геройским» телосложением, наряду с превосходной драматической игрой и выразительной мимикой лица.
Подобное сочетание вскоре помогло получить заглавную роль в картине «Человек-волк» («The Wolf Man»), оказавшей судьбоносное влияние на дальнейшую жизнь. Именно это амплуа, как нельзя лучше подтверждало редкостный контраст, когда зритель попеременно замечал на экране живого и трагического Лэрри Тэлбота, всячески достоверно страдающего от проклятия быть зверем, и после превращений для тех лет с использованием прогрессивного грима, на передний план выбивался по-настоящему дикий пугающий хищник. Лицедейские метаморфозы не могли пройти мимо внимания простых людей, посещающих кинотеатры, так и студийных боссов, посему актёр подписывает контракт на дальнейшее плодотворное сотрудничество. «Universal» бесспорно отыскала не меньший жанровый талант, чем блиставшие ранние культовые небожители Олимпа хоррора, как Бела Лугоши (Bela Lugosi) и Борис Карлофф (Boris Karloff). С этих дней Лон Чейни мл. работает сполна в дорогих известных постановках с модным гримом, усугубляющим и без того жуткие сюжеты, привлекающие толпы зрителей. Фамилия пестрит на плакатах к общим произведениям с именитыми коллегами, пока ещё Лугоши не вредничает и не заявляет, что подметил уступающую величину букв своего имени, нежели у Карлоффа… И даже, когда те вконец рассорятся, Лону всегда найдётся возможность поработать с ними двумя, пускай и по отдельности.
Это была прекрасная пора Золотого века Голливуда, ваяющая классические произведения о не менее классических основополагающих чудищах: Монстре Франкенштейна, графе Дракуле, Мумии, Человеке-волке. Образы переходили, то к одному из троицы, то другому, но лишь Чейни мл. отличился, сыграв абсолютно всех, ведь когда нужна была мощная фактура – она тут, чтоб передать мычащих суровых существ, будь оно сшитое из разных кусков тел или обвязанное полуистлевшим тряпьём из саркофага, а если требовалась «игра лицом», то одинаково гармонично представали гордый вампир с трагическим оборотнем.
Вообще, актёр более всех любил Человека-волка, или удобнее сказать проклятого Тэлбота, дополняющего классический персонаж отличный от иных популярных товарищей, ведь Дракула – всегда Зло, Монстр с Мумией – немые (или почти) стихии разрушительного Хаоса, а он иной, он глубже, драматичней, сложнее, человечнее, и совсем быстро ставший негласным защитником Добра, всячески сражающийся с врагами. А ведь кто ещё мог устоять от гипнотического взгляда графа-упыря или совладать в честной схватке на равных с силищей порождения Франкенштейна, как не Человек-волк! В жизни гремела беспощадная война, возможно одна из самых страшных на земле, пока на экране шли хорроры один за другим, где удручённый герой боролся с чудищами, что поодиночке, что сразу против всех, защищая деревни, города и красавиц. Когда же реальные ужасы улеглись, и на экране объявился просвет, над буйствующими монстрами решили подшутить в постановке «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» («Bud Abbott Lou Costello Meet Frankenstein») с парой популярных комиков, где Чейни мл. не остался в стороне, по-доброму иронизировав над Тэлботом.
Параллельно жанру хоррор, актёр немало запомнился и в американских вестернах, так же работая в романтических картинах, сериалах и на телевидении. Коллеги были подстать: Роберт Митчум (Robert Mitchum), Тони Кёртис (Tony Curtis), Гэри Купер (Gary Cooper), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) и многие др.
Однако годы шли, отдав сотрудничеству с «Universal» три десятка произведений с собой в титрах, Чейни мл. начал меняться. Появлялись первые болезни, крупные габариты отягощались излишним весом, типаж центрового героя уходил в память о прекрасных годах чёрно-белого кино. Но импульс упорного творчества (словно он всё ещё доказывал себе и окружающим, что не хуже культового отца) не замирал ни разу, картины с постерами с именем актёра выпускались в прежнем ритме, правда появился второй план и эпизоды. В 60-е Чейни мл. можно было увидеть, где угодно, как в фильме «Заколдованный замок» («The Haunted Palace») Роджера Кормана (Roger Corman), одном эпизоде какого-нибудь сериала, так и в низкобюджетных лентах, всё больше эксплуатирующих прежние заслуги или имена заметно постаревших классиков, нередко в полулюбительском или же китчевом ключе на грани трэша. Вместе с тем, без некогда громких имён эти фильмы канули бы в полную безызвестность, а режиссёры из нового поколения давали «кинематографический приют» старичкам, так что взаимовыручка была обоюдной. Кстати, подобная судьба стала единой для многих кумиров чёрно-белой классики Голливуда.
В последние годы у Лон Чейни мл. всё больше шалило сердце, сказывалось неблагоприятное наследие от курения и спиртного (по воспоминаниям современников, когда тот был пьян, на съёмочной площадке «Universal» появлялся настоящий распоясавшийся монстр без всякого грима и камер), рак горла лишил возможности речи, отчего однажды его озвучивал иной человек, но даже немым актёр отлично отыграл лишь одной мимикой свою последнюю бессловесную роль – Гротона в дешёвом трэш-ужастике «Дракула против Франкенштейна» («Dracula vs. Frankenstein»). В возрасте 67 лет, актёра не стало. Своё тело он завещал медицине, поражённые болезнью органы отошли на изучение и хранение, погребальное место отсутствует.
Лон Чейни мл. за свою жизнь удостоился прекрасной карьеры, признания зрителей и критиков, был дважды женат (второй раз до самой кончины), заслужил культовый статус человека Золотой поры Голливуда, хоррора, вестерна, обрёл бессмертную память, а его внук Рон Чейни (Ron Chaney) пытается закрепиться в жанре ужасов.
Избранная хоррор — фильмография актёра:
- Дракула против Франкенштейна (1971) Dracula vs. Frankenstein
- Ребенок паука (1968) Spider Baby or, The Maddest Story Ever Told
- Деревенщины в доме с призраками (1967) Hillbillys in a Haunted House
- Галерея ужасов доктора Страх (1967) Dr. Terror’s Gallery of Horrors
- Дом чёрной смерти (1965) House of the Black Death
- Лицо кричащего оборотня (1964) Face of the Screaming Werewolf
- Колдовство (1964) Witchcraft
- Заколдованный замок (1963) The Haunted Palace
- Посланник дьявола (1961) The Devil’s Messenger
- Дом ужасов (1960) La casa del terror
- Улица Демонов 13 (1959-1960) 13 Demon Street
- Люди-аллигаторы (1959) The Alligator People
- Не склонившие головы (1958) The Defiant Ones
- Циклопы (1957) The Cyclops
- Черное бездействие (1956) The Black Sleep
- Неуязвимый человек (1956) Indestructible Man
- Big House,U.S.A.(1955)
- Черный замок (1952) The Black Castle
- Вор из Дамаска (1952) Thief of Damascus
- Невеста гориллы (1951) Bride of the Gorilla
- Сказки завтрашнего дня (сериал) (1951) Tales of Tomorrow
- Once a Thief (1950)
- Капитан Чайна (1950) Captain China
- Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна (1948) Bud Abbott & Lou Costello Meet Frankenstein
- Pillow of Death (1945)
- Дом Дракулы (1945) House of Dracula
- Странная исповедь (1945) Strange Confession
- Застывший призрак (1945) The Frozen Ghost
- Проклятие мумии (1944) The Mummy’s Curse
- Дом Франкенштейна (1944) House of Frankenstein
- Глаза мертвеца (1944) Dead Man’s Eyes
- Призрак мумии (1944) The Mummy’s Ghost
- Ghost Catchers (1944)
- Женщина-кобра (1944) Cobra Woman
- Странная женщина (1944) Weird Woman
- Calling Dr. Death (1943)
- Сын Дракулы (1943) Son of Dracula
- Франкенштейн встречает Человека-волка (1943) Frankenstein Meets the Wolf Man
- Гробница мумии (1942) The Mummy’s Tomb
- Дух Франкенштейна (1942) The Ghost of Frankenstein
- Человек-волк (1941) The Wolf Man
- Монстр, рожденный людьми (1941) Man Made Monster
- Миллион лет до нашей эры (1940) One Million B.C.
- Чарли Чан в городе Тьмы (1939) Charlie Chan in City in Darkness
- Undersea Kingdom (1936)
- Ночной крик (1935) A Scream in the Night
- Самая опасная игра (1932) The Most Dangerous Game
Ссылки:
Спасибо за статью, Рома. 🙂 Здорово получилось!
Отлично, спасибо!