Андреас Баадер. Гудрун Энслин. Ульрика Майнхоф.
Время: 1967 — 1977. Десять лет адреналина, крови, ловушек, взрывов, пуль и смертей. Фильм спорный и жестокий. Причем жесток ко всем героям: и к яростным революционерам, и к их жертвам. Неизвестно, как можно рассудить — кто был прав в этой борьбе, но то, что она была слепой, сомневаться не приходится.
Начинается картина с идиллии: нудистский пляж, Ульрика с мужем и детьми. Она — знаменитая журналистка, лучшее перо ФРГ. Следующий фрагмент — 2 июня 1967 года, демонстрация протеста против визита иранского шаха в ФРГ. Полиция жестоко расправляется со студентами. Эдель снял эту сцену, словно полицейские — не соотечественники протестующих, вышедших на площадь, а механизмы; роботы, запрограммированные на убийство. Этот день — старт событий, поджегших спокойный и уютный мир послевоенной Германии, сытой и засыпающей.
Это — время анархии, когда по миру молодежь пылала яростью, черпала жизнь в погонях, бунтах и воплощала свои убеждения: кто — цветами, а кто и самодельными бомбами. Дни, когда различия между живым и мертвым были видны, слова вонзались прямо в сердца, а восклицательные знаки свистели свинцом. Группа молодых людей, воспитанных поколением, которое мечтало больше не видеть войны, подарила новую войну своей стране: «красный» террор.
Эдель, режиссер отталкивающего «Последнего поворота на Бруклин», смехотворного «Тело как улика» и кучи телевизионного барахла, разразился фильмом, который, мягко говоря, вышел не к месту. То, что члены «Фракции Красной Армии» выглядят, словно модели, прожигающие ночи в вечеринках — это нормально? Или режиссер прячет фигу? Подобных лент несколько, и «Комплекс» ложится интригующей деталью в пазл из «Легенд Риты», «Голода» (2008) и «Мюнхена» (для галочки), но здесь пристальней показаны способы убийства непокорных машиной. Подумалось, что такой жестокий манифест не выйдет у нас официально, слишком обаятельными поданы главные герои. Хотя, возможно, ошибаюсь; всем срать.
Картину выдвинули на соискание «Оскара» за лучший иностранный фильм. Вот уж действительно странно: схваченный документальностью нерв абсолютно антиамериканский. Или им польстил декаданс, пронизывающий неумелую и импульсивную подготовку к терактам? Когда смотришь «Комплекс», понимаешь, что терроризм… невозможен без санкции государства. Получается, Киноакадемия высказалась на высказывание? Хм.
К героям испытываешь сочувствие. И странно было читать критиков, которые утверждали, что Эделю удалось сохранить чаши весов в равновесии. Именно троица показана обстоятельно, прочие — второстепенные фигуры на доске, о каких весах может идти речь? Другой вопрос, что эти герои заведомо проигравшие. Мечта умереть в борьбе за правое дело не всегда обращается желанной смертью. Бывает и так, что могут сломить, и ты откажешься от друзей и себя самого. Неужели автор через этот ужас высказывает скепсис по поводу новых революционеров? И возможно ли это вообще? Возможно, что когда-нибудь не будет государств и границ? И обретет плоть мечта этих романтиков? Кажется, только по негативному сценарию.
Самая сложная вещь — уверенность в том, что ты прав. Эта уверенность позволяла нажимать на курок, отправлять на смерть, уничтожать в застенках. Не является ли для кого-то эта уверенность единственной возможностью прийти к Б-гу? Осиянным светом.
10 из 10
Добавить комментарий