Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Поколение ЮТуба — отзыв на фильм «Драка девочек» (Girl Fight, 2011 г.)

 

Рецензией на социальную драму «Драка девочек» я открываю новый Проект нашего Клуба под названием «Серьезный разговор». Эта рубрика будет объединять рецензии на фильмы/книги, анализирующие «социальные ужасы» — человеческие пороки и преступления, реально происходящие в нашем мире и требующие особого серьезного осмысления. Цель проекта  — задуматься над страшными вещами, творящимися в социальной среде, и сделать собственные выводы (администратор Алексей Петров).

Хэйли – шестнадцатилетняя отличница, переходит в выпускной класс, перескочив через один. У девушки появляются новые подруги в лице жесткой и властной Алексы, звезды местной молодежной тусовки и ее повсеместной свиты, гордящейся, что дружат с такой классной девчонкой. Поначалу женский коллектив хорошо принимает Хэйли и она становится «в доску своей», но вскоре между ними возникает конфликт, приводящий к ужасным последствиям.

Детская и подростковая жестокость всегда имели место быть в цивилизованном мире, в котором есть, казалось бы, семья и школа, правильно воспитывающие юных членов социума, прививая им высокопарные нравственные нормы поведения. На деле же классические системы воспитания детей всегда были далеки от идеала, зачастую выполняя лишь дежурную функцию для «галочки в журнале», а дети и подростки оказывались предоставленными сами себе, полностью открытыми для порочно-негативных влияний окружающего мира. А в 21 веке с бешеным развитием средств массовых коммуникаций и информации, подрастающее поколение попало под мощнейший удар насилия, извращений и моральной грязи, потоками льющихся с телевидения, видеоприставок и интернета, ломая правильные, не до конца сформировавшиеся моральные стереотипы. Впрочем, данная негативная особенность современной жизни не снимает ответственность с главного воспитателя молодого человека – родителей, так как именно они ответственны за то, что смотрит, во что играет, с кем общается и в кого превращается их чадо. Фильм Стивена Джилленхола «Драка девочек», пре всей кажущейся простоте фабулы, серьезно и разносторонне рассматривает проблему злобы и насилия в среде современных «деток».

Основанная на реальном случае картина рассказывает о ситуации, которая стала повторяться с пугающей частотой, в различных вариациях в разных странах. Известия об очередном избиении школьниками своего сверстника, с последующим выкладыванием видеозаписи расправы в интернет, все чаще звучат в мировых СМИ. Поэтому сюжет «Драки девочек» не кажется шокирующим, каким он должен был быть. Это уже не из ряда вон выходящий случай, а обыденная действительность, как бесконечная череда «пьяных» ДТП со смертельным исходом, или многочисленные истязания детей приемными родителями. Но важно не только ужасаться и давать негативную оценку творящемуся кошмару, но и стараться понять, как можно решить эту проблему, хотя бы на уровне предотвращения подобных инцидентов в собственной семье. В этом плане «Драка девочек» — наглядное пособие по анализу причин и следствий насилия в «нежном возрасте».

Телевизионно-малобюджетный формат подходит как нельзя лучше к картине Джилленхола, так как помогает полностью сконцентрироваться на проблематике рассказываемой истории и придает повествованию обыденно-повседневный вид. Отличница Хэйли хочет не просто быть примерной ученицей, но и тусить в популярной компании с самыми заметными местными девчонками. Она готова откреститься от своей давней, но непривлекательной и тихой подруги, ради популярности и высокого статуса в подростковой среде. И говоря об отрицательных чертах главной героини, можно лишь отметить эгоизм переходного возраста, когда родители стремительно теряют авторитет, их можно больше не слушаться по причине собственной мнимой «взрослости», а пытаться застолбить себе ложное «место под солнцем» в школьном социуме. Фактически, подобные действия не очерняют образ Хэйли, а лишь демонстрирует типичный сложный этап взросления, неизбежные ошибки, которые совершают большинство подростков, помогающие им впоследствии приобрести первоначальную житейскую мудрость и избрать дальнейший верный/неверный путь. И уж конечно Хэйли никоим образом не заслужила зверского избиения, формальной причиной которого послужили «неосторожные» записи в открытом доступе в социальной сети. На самом деле мотив преступления вообще не произрастает из поступков главной героини, а становится следствием зависти, неконтролируемых злобы и жестокости «крутых девчонок», об истоках которых стоит задуматься в первую очередь.

Первопричина дикого насилия школьниц над своей сверстницей – существенный недостаток или полное отсутствие воспитания девочек, которое в фильме затронуто поверхностно, но все же достаточно для того, чтобы сделать определенные выводы. Лидер «женской банды» Алекса – типичной ребенок из неблагополучной семьи. С раннего детства мать била дочку, а заступалась за девочку бабушка, которая впоследствии и стала ее опекуном. Алекса взрослела без родителей, что с одной стороны помогло ей рано приспособиться к взрослому миру, а с другой стать настоящей малолетней стервой. Бабушка уделяла внучке слишком мало внимания, в силу постоянно занятости на работе, невольно пустив воспитание на самотек. Алекса стала сильной, независимой и влиятельной особой, но впитала в себя всю гадость уличной школы жизни. Сколотив вокруг себя свиту подлиз и таких же стерв, Алекса уверовала в собственную вседозволенность и безнаказанность. Причем в случае разборки с какой-нибудь «не приглянувшейся» школьницей, Алексе даже не требовалось марать руки, «свита» все делала за нее.

Окружение главной гадины в фильме показано схематично, что в принципе и соответствует реальному «стаду», слепо бредущему за вожаком и выполняющему все его прихоти. Самая важная характеристика, выделяющая каждую из девочек-подлиз как самостоятельную личность – это жгучая ревностная борьба за внимание Алексы, которая и станет одной из причин избиения Хэйли. Как только подлиза чувствует, что какая-то «чужачка» становится для «босса» ближе, чем она сама, у нее рождается коварный план мести. Причем нужно не просто поддать сопернице, а уничтожить её морально, опустить, причем так, чтобы это стало достоянием общественности. И тут злым девочкам приходит на помощь Глобальная Сеть. А зритель приходит к главной теме фильма, которая красной чертой проходит через историю насилия.

В 21-м веке «школьная дедовщина» вступила на инновационный путь развития. Уже неинтересно просто унизить и избить девочку/мальчика, куда понтовее заснять разборку и выложить ее в интернет. Видеохостинги позволяют любому лоботрясу, у которого есть доступ в Сеть, стать знаменитым, главное, чтобы запись была провокационно-шокирующей и удовлетворяла потребности толпы. А толпа испокон веков требовала «хлеба и зрелищ» и, как известно – спрос рождает предложение.

Далеко не все готовы в этом признаться, но человеческое существо по своей природе склонно к насилию. Абсолютно не обязательно в плане его осуществления в реальной жизни, но характерное с точки зрения его «безопасного» созерцания на экране телевизора/монитора/кинотеатра. Кровавые боевики, триллеры, фильмы ужасов, зверские компьютерные игрушки – их массовая популярность исходит из людской «кровожадной» сущности, которая у социально вменяемой части человечества практически всегда остается под личным контролем. Но реальная угроза массовому рассудку заключается в том, что многим «потребителям насилия» становится мало страшных псевдореалистичных сказок, им нужна настоящая кровь, льющаяся с экрана, реальные зверства с ужасным исходом. И маленькие несовершеннолетние сволочи, любящие почесать кулаки, подсознательно чувствуют потребности массового зрителя, и знают, что видео избиения будет пользоваться популярностью, прославить их в среде таких же несформировавшихся, подвластным ложным идеалам подростков, и сделает «крутыми».

«Драка девочек» тем и хороша, что не взваливает весь груз ответственности на юных дур, которые пока даже не способны понять, какую ужасную гадость они сотворили. Истинная проблема, вызывающая глобальное осуждение современного общества — в намеренной меркантильной популяризации преступления. Рейтинг просмотров записи на ЮТубе зашкаливает, «драчуньи» становятся звездами экрана, за их участие в ток-шоу борются телевизионные каналы. Фактически зверское избиение школьницы превращается в высокодоходный бизнес, стимулируя, а не предотвращая подобные ужасы реальной жизни. И это уже не детская разборка, а бой морали и безнравственности, с перевесом в пользу последней, как не наивно и пафосно прозвучало, но это действительно так. Причем у добра есть все шансы проиграть не злу, а баблу, в этой схватке.

Финал фильма предлагает один из выходов, возможно самый правильный в своей возвышенной одухотворенности, но столь же противоречивый в плане решения проблемы. Концовка заставляет задуматься не меньше, чем все повествование. Стоят ли маленькие злобные стервочки такого исхода? Что изменится в них с годами? И не менее важный вопрос: извлек ли социум какой-либо урок из случившегося? Лично мне хочется думать, что фильм Стивена Джилленхола поможет предотвратить хотя бы несколько подобных случаев, когда его посмотрят потенциальные малолетние преступники и не решатся встать на путь насилия, если не из-за морального прозрения, то хотя бы из соображения собственного благополучия ввиду возможных последствий для себя…

Страница фильма «Драка девочек» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

32 комментария Поколение ЮТуба — отзыв на фильм «Драка девочек» (Girl Fight, 2011 г.)

  • MidnightMan

    Тема у фильма сейчас, в самом деле, актуальная – в разных телешоу только такое и показывают, причём всё больше про девчонок-школьниц, нежели мальчишек, безобразия которых видимо вошли в норму, к сожалению. Написано отлично.

  • NaObi NaObi

    Да, Лёш, в тебе пропадает блестящий психолог. Это уже не просто замечательный отзыв, а начало профессионального исследования на тему подростковой жестокости.

    • Спасибо, Оксана. Не знаю, как насчет «блестящего», но определенные способности в этой области у меня есть 🙂

      Вполне возможно, что мое исследование продолжится. Данная тема мне интересна и, думаю, посмотрю еще не один фильм, ей посвященный.

      • Роберт Виллэн

        Советую посмотреть «Слона». По-моему, лучший фильм на эту тему.

        • «Слон» Ван Сента у меня из тех фильмов, которые постоянно держу в памяти, что его надо посмотреть, и все никак до него руки не доходят. А еще на тему подросткового насилия, а именно «школьной дедовщины» и ее последствий, есть мощная эстонская картина «Класс». Фильм, который оставил сильные впечатления, но пока не возникло желание его пересмотреть…

          • Роберт Виллэн

            «Класс» мне тоже очень понравился. По стилистике «Слон» и «Класс» чем-то схожи, только Ван Сент снял абсолютно объективное кино, где нет никаких оценок и никаких интерпретаций произошедшего.

          • MidnightMan

            Кстати, «Класс» эстонский маленький фильм, а ведь его уйма народу посмотрела – феномен. Только на второй просмотр явно не тянет, слишком уж эмоционально тяжёлый.

            • Роберт Виллэн

              Я его в своё время хотел семинаристам показать, но выбрал «Французский связной» в итоге.

              • MidnightMan

                Видимо, выбор обуславливался показать качественную картину о полицейских, чем драму.

          • d13mon

            Класс посильнее, зато Слон посложнее. А в целом оба фильма по мотивам печально известной резни в школе «Колумбайн», поднимают те же социальные темы, а главным образом — неправильную политику школы (образовательной системы), создающую все условия и предпосылки для насилия «за партами».
            Для нас Слон немного непонятен, т.к у них совсем другая образовательная система, а Класс как бы родной, знакомый. Например, очень многие моменты фильма я мог легко спроецировать на свою школу.

  • Роберт Виллэн

    Интересно. Уже есть что ещё в эту рубрику перенести из старого («Реквием по мечте», «Клан вампиров»).

    • NaObi NaObi

      Ну да, после «Сумерек» проблема вампиров станет очень актуальной. То и дело натыкаюсь в интернете на пособия вроде «Как стать вампиром за 10 дней» 🙂

      • Ну касаемо вампиров здесь Роберт Виллэн вполне серьезен 🙂 Он имеет в виду вот этот вот фильм, рецензию на который писал в Клубе:
        http://klubkrik.ru/2011/11/otzyv-na-film-klan-vampirov-vampire-clan-2002-g/

        • NaObi NaObi

          Лёш, я тоже вполне серьезно. Помню, после «Интервью с вампиром» многие подростки загорелись идеей бессмертия — настолько привлекательными казались кровопийцы в исполнении Круза и Питта. Тот ажиотаж, который вокруг себя создает «сумеречная сага» тоже может отрицательно повлиять на неокрепшие умы. Я серьезно — в Интернете не раз натыкалась а «Пособия для начинающих вампиров» и советы там были далеко не безобидные — пить кровь животных, смотреть на людей не как на равных, а просто как на мясо. Следуя таким вот рекомендациям, до убийства недалеко. Или до психушки.

          • Ах вот что ты имеешь в виду. Сорри, Оксана, подумал, что ты иронизируешь. Вот как раз в фильме «Клан вампиров», который освещал в Клубе Андрей (Роберт Виллэн), речь и идет именно о таком «вампиризме». Согласен, что «Сумерки» при всей своей кажущейся детской безобидности могут таить в себе подобную скрытую угрозу для определенной категории зрителей. И тут уже возникает более глобальный вопрос о влиянии разных тем и жанров кино на свою целевую аудитории. Ведь по сути и та же «Бригада» романтизирует бандитскую жизнь, придавая ей определенную привлекательностью, или, например, тот же новоиспеченный «Судья Дредд» «вкусно» и притягательно показывает эйфорию от употребления наркотиков. И здесь уже степень влияния на массы зависит от степени восприятия подобного зрелища каждого конкретного зрителя. А тут уже все сводится к верной идентификации добра и зла, а по простому говоря; научили ли ребенка в семье, детском саду и в школе — «что такое хорошо и что такое плохо?»

    • Да, Андрей, согласен, и упомянутые фильмы и твои рецензии на них подходят для рубрики. Вижу, что ты их уже добавил.

  • d13mon

    Можно рассмотреть этот вопрос с другого ракурса: раньше также били и издевались над изгоями, только не было ю-туба, поэтому дальше хвастовства перед друзьями не доходило, а теперь можно похвастаться на весь мир, какой я молодец) Соответственно, раньше не было и ажиотажа такого в СМИ т.к. подобные случаи не особо афишировались.

    • Согласен, Дима, что это палка о двух концах, и что на что влияет первостепенно — неоднозначный вопрос. Можно сказать, что ЮТуб благодаря собственной массовой раскрученности способствует популяризации подобного насилия, то есть является «проводником», но не «источником» Зла. А уже некоторые официальные СМИ, которые несут прямую ответственность за суть и способ подачи новостей, используют данные преступления в коммерческих целях, в качестве поднятия собственных рейтингов и, соответственно, получения прибыли. О данной трактовке совершенного злодеяния и его последствий как раз напрямую говорится в фильме.

  • Роберт Виллэн

    Вспомнил ещё: есть такой фильм «Садист». Он тоже основан на реальных событиях, только там школы нет.

    • Это который режиссера «Деток» Ларри Кларка? Знаю только, что есть такой фильм, но в чем суть — не имею пока представления. А там с какого ракурса рассматривается природа подросткового насилия? Какую причину исследуют?

      • Роберт Виллэн

        Там как раз жертвы убили своего мучителя. Это лучший фильм Ларри Кларка из тех, что я видел. Входит в его подростковую трилогию («Детки», «Садист», «Кен Парк»).

  • MidnightMan

    Ещё вспомнился шведский фильм «Зло» «Ondskan».

  • d13mon

    Ещё один фильм в тему — наше «Чучело» (1983). Советская классика. Там все в более безобидной форме, но психологически сильный фильм. Кто-нибудь видел?

    • Роберт Виллэн

      Удивительно, если найдётся тот, кто не видел.

    • Видел «Чучело» в детстве, но это как раз тот фильм, который мне хочется пересмотреть и переосмыслить с позиции уже взрослого человека.

    • Среди советской классики вспоминается еще «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова, которая нечто больше, чем просто история молодежной жестокости, но фильм четко вписывается в рассматриваемою тему возможных мотивов преступлений, совершаемых молодыми людьми.

      • У меня есть рецензия на «Елену Сергеевну». Могу выложить, если посчитаете нужным».

        • Ира, для рубрики «Серьезный разговор» только «за». Фильм Рязанова не потерял свою актуальность и по сей день. Казалось бы, что фильм именно о переломе эпохи, разрушении старых моральных устоев и возникновение новых, негативных, портящих еще очень молодых людей, и был актуален именно тогда. Но на самом деле лично я верю в то, что подобная история может легко произойти и сейчас, даже пожалуй в большей степени именно сейчас, чем тогда. Поэтому публикуй в рубрике «Серьезный разговор», без привязки в заголовке к жанру (т.е. …отзыв на фильм…).

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

64 − 62 =