При оформлении материала использованы кадры из экранизации Роберта Уайза 1963 года (прим.администрации)
Старый мрачный особняк Хилл-хаус пользуется дурной славой. Все жильцы поспешно покидали сию обитель ужаса после пары ночей, проведенных в стенах зловещего дома. Но после долгого одиночества Хилл-хаус вновь встречает гостей. В особняк едет специалист по паранормальным явлениям доктор Монтегю, чтобы вместе с помощниками исследовать природу ужаса, затаившегося в проклятом доме…
Размышления о популярном романе Ширли Джексон хочется начать с явного несоответствия рекламных лозунгов по отношению к истинной сути произведения. На обложке печатного издания красуются громкие заявления о «величайшей истории о доме с приведениями» и «непревзойденной завораживающей истории ужаса», которые настраивают потенциального читателя на мистический хоррор с паранормальными явлениями, полтергейстами, страшными тайнами и леденящим кровь кошмаром. Авторитетным аргументом служит и отзыв Короля Ужасов Стивена Кинга, называющего книгу «лучшим романом новой американской готики». После такого пиара действительно веришь, что будешь читать стопроцентное хоррор-произведение, которое де-факто оказывается представителем иного жанра, лишь косвенно относящегося к «призрачному» триллеру.
Ширли Джексон намеренно вводит читателя в заблуждение, начиная роман с мрачного абзаца о «нечто», обитающем в старом доме. Дальнейшая характеристика главных действующих лиц, у каждого из которых есть своя причина покинуть размеренный быт и отправится в зловеще-опасный особняк на отшибе, еще больше усиливает ожидание грядущих ужасных событий, которые обещает аннотация романа. Сомнений в «жутком» жанре книги практически нет, но что же читатель наблюдает далее?
Да, дом встречает гостей отнюдь не приветливо, да, доктор Монтегю рассказывает своим добровольным помощникам-исследователям жуткую легенду о Хилл-хаус, да, в стенах особняка начинают твориться загадочные события, но в процессе чтения четко осознаешь, что акценты расставлены на совсем иных аспектах истории. Чувствуется, что автору интересны не столько мистические ужасы, сколько поведение героев, оказавшихся в необычном для себя месте, их мысли, разговоры и субъективные ощущения.. Впрочем, и такое восприятие романа оказывается неверным, так как чем дальше читаешь книгу, тем больше осознаешь, что повествование крутится вокруг только одной героини – девушки Элинор, одной из помощниц доктора Мотегю. Фактически все остальные персонажи выполняют лишь вспомогательные функции, направленные на раскрытие внутреннего мира Элинор, выверту наизнанку ее страдальческой и противоречивой души. Все сюжетные линии неизбежно сходятся на этой героини, проблемы которой затмевают призраков Хилл-хауса и даже выбрасывают их за рамки повествования. И читатель с удивлением понимает, что разбирал страницу за страницей историю не о паранормальных явлениях в доме с приведениями, а о патологическом страхе одиночества, способном толкать человека на дикие поступки.
Поэтому «Призрак дома на холме» — мистический триллер лишь по форме, но не по содержанию. Причем саспенсу, сценам ужаса и мистическим явлениям в книге уделено слишком мало места и внимания, чтобы назвать роман хоррор-произведением, зато определение психологической мелодрамы с элементами триллера подойдет роману как нельзя лучше. И если уж откровенно высказывать общее впечатление от прочитанного, то хочется назвать «Призрака…» чисто «дамским» произведением, хотя написанным на уровне интеллектуальной, а не бульварной литературы.
Подводя итог, лично мне сложно признать роман Ширли Джексон выдающимся произведением в целом, и тем более сильным хоррором в частности. Книга будет интересна не любителям ужасов, а поклонникам психологических романов о комплексах и душевных терзаниях. Но в высокую оценку романа Стивеном Кингом я верю, так как при сравнении «Призрака…» с творчеством Короля Ужасов понимаешь, что без этой книги его знаменитые произведения «Кэрри» и «Сияние» были бы несколько иными.
Добавить комментарий