Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Похороны сейчас начнутся — отзыв на фильм «Фантазм» (Phantasm, 1979 г.)

 

Благодаря автору КЛУБ-КРИКа Midnightman, мы только что «пересмотрели» и вспомнили все четыре части славной франшизы «Фантазм». В прошлом году КЛУБ-КРИК опубликовал полный обзор этой франшизы для дружественного электронного журнала Darker. Пользуясь авторским соглашением, мы можем теперь выложить эти отзывы и на страницах нашего клуба. Что мы с удовольствием и делаем!

 

 

Фантазм – наваждение запутавшегося разума. Фантом. Дух. Призрак.

Безлюдное похоронное бюро. Холодные стены облицованы серым мрамором. Тишина… в которой вдруг отчетливо слышится, как что-то стремительно движется, рассекая воздух. Неожиданно вам на плечо опускается тяжелая рука, и низкий раскатистый голос откуда-то сверху произносит: «Похороны сейчас начнутся!»

Франшиза «Фантазм» — явление для мира «многосерийного хоррора» незаурядное. Четыре фильма, снятые за 20 лет, пронизаны сквозным «линейным» повествованием, сняты одним режиссером (он же сценарист и оператор) Доном Коскарелли, и, за малым исключением, в них играет слаженный актерский ансамбль из четырех актеров. И хотя ни один из фильмов не гарантировал продолжения, по сути, они являются одним единым фильмом, растянутым на 20 лет.

«Фантазм» снискал немало лавров в среде поклонников фильмов ужасов, прослыв «культовым». Многие из тех, кто не видел ни одного «Фантазма», смогут узнать знаменитую «серебряную сферу» с выдвигающимися изогнутыми лезвиями. Дон Коскарелли заработал себе прижизненную славу «Мастера ужасов» (по крайней мере, был приглашен в проект-сериал с таким названием), а актер Ангус Скримм, исполнивший ключевую роль Высокого Человека (он же Верзила), может потягаться с Робертом Инглундом и Дагом Бредли по узнаваемости – тем более что никакого грима помимо смертельной бледности он не использовал. Но все же стоит признать, что куда бОльшим «Фантазм» не стал: он не столь знаменит, как его другие многосерийные братья по жанру, ни один из его сиквелов не имел кассового успеха, Дон Коскарелли превратился из одного из самых молодых и многообещающих режиссеров Голливуда (свой первый студийный фильм он снял в 22 года) в автора единственного хита, а Верзила так и не стал «каноническим» злодеем, по крайне мере, в сравнении с Фредди Крюгером или Джейсоном Вурхисом. Почему так произошло, и что помешало «Фантазму» добиться того же успеха, что и другим успешным франшизам 80-х? Давайте разбираться вместе.

«Фантазм» (Phantasm, 1979)

Парнишка Майк становится свидетелем таинственных событий на городском кладбище Морнингсайд. Мрачный гробовщик – двухметровый Верзила – прямо из могил крадет свежие трупы и творит с ними в глубине похоронного бюро нечто ужасное. Родители Майка погибли, старший брат Джоди не верит ему: трудно принять всерьез рассказы мальчишки о злобных зомби-карликах и летающих сферах-убийцах. Но вскоре Джоди и его другу мороженщику Реджи придется убедиться в том, как опасен Верзила и его твари…

При первом просмотре фильм кажется бессвязным набором сцен, похожих на обрывки кошмарного сновидения. Тому есть причина – молодой режиссер Дон Коскарелли создал почти трехчасовое монументальное произведение: естественно,  по коммерческим соображениям фильм был сокращен более чем вдвое. Это не могло не сказаться на логике и связности происходящего: у фильма нет внятного начала, главные герои представлены второпях (особенно пострадал Реджи, ставший впоследствии главным героем франшизы – кто он вообще: мороженщик или музыкант?), некоторые персонажи появляются и исчезают в никуда (старуха-ясновидящая с внучкой). Что случилось с девушками, похищенными Верзилой из машины? Кто такая «женщина в лиловом»: еще один зомби на службе у Верзилы, или… сам Верзила? «Все страньше и страньше»… Но какой бы параноидальной и бессвязной не казалась первая часть, именно она задала все главные элементы франшизы: бессменного Верзилу, летающие сферы, разрытые могилы, серебряные поручни-телепорты, пустые мавзолеи и крематории, выложенные мрамором, и обязательная сцена, где героя хватают сзади и вытаскивают через разбитое стекло.

Дон Коскарелли (справа) со своим «созданием» Верзилой

Дон Коскарелли пытался воплотить в фильме свои сны и потаенные страхи, и это ему удалось – буквально с первых кадров фильм гипнотизирует, погружает зрителя в странное состояние неопределенности – что именно мы видим на экране: реальность, сон, сон внутри сна? Прислушайтесь к звуковой дорожке: помимо оригинальной и в высшей степени мистической музыки Фреда Майроу, фильм полон странных шумов, шорохов, скрипов, создающих уникальную атмосферу ночного кошмара. Наконец, в фильмах ужасов используется немало «твистов» и неожиданных концовок, но я не припомню другой такой концовки, в которой некоторые погибшие герои оказывались бы живыми, а выжившие – мертвыми…

Фильм снимался на минимальном бюджете, и, тем не менее, ему удалось создать немало сцен, ставших «классикой жанра»: отталкивающая в своей натуралистичности сцена, в которой жертва «серебряной сферы» содрогается в агонии в луже собственной крови и мочи, эпизод с попаданием Майка в параллельный «мир Верзилы» — этот образ красной планеты с вереницей карликов, идущих к горизонту, врезается в память надолго. А как всё это снимали? Сферу попросту кидал профессиональный бейсболист, в нужных местах пленку просто прокручивали в обратном направлении, зловещих карликов играли… дети: неудивительно, что в первой части мы так и не увидим их лиц, отчего карлики кажутся еще страшнее, чем в сиквелах, где их демонические личины покажут во всей красе. На мой взгляд, именно «Фантазм» во многом предвосхитил «Кошмары на улице Вязов»: уж очень много совпадений — идея преследования потусторонним монстром во снах, жуткие лапы обхватывают жертву сзади и утаскивают в преисподнюю, земля под ногами превращается в трясину…

Отдельно стоит упомянуть характерного актера Ангуса Скримма, который играет демонического гробовщика просто гениально: иногда достаточно одного его взгляда, изогнутой брови, одного силуэта его фигуры, чтобы нагнать на беднягу Майка (а заодно и на зрителей) страху. Он немногословен, и самая страшная из произнесенных им фраз состоит всего из одного слова: «Boy!» («Мальчик!»). Но как он это говорит! Непередаваемо!

Если Ангусу Скримму «на роду было написано» играть Верзилу во веки вечные, то не все  остальные актеры дотягивали до его уровня. Юный Майкл Болдуин (во время съемок ему было 14 лет) играет Майка великолепно: он талантливо передает и страх, и юношеское безрассудство, и наивность. Будущие серии «Фантазма» покажут, что он продолжит развиваться, как талантливый актер, но это будет уже взрослый Майк, утративший детское очарование. Красавчик Билл Торнбури тоже останется во франшизе до самого конца, но быстро потускнеет, отяжелеет, и практически полностью утратит харизму. Самую удивительную трансформацию переживет приятель Дона Коскарелли Реджи Баннистер, играющий персонажа с тем же именем: Реджи. В первом «Фантазме» он стоит в сторонке, на третьих ролях, не выделяясь ни фактурой (лысеющий мужчина средних лет), ни характером персонажа. Но именно ему судьба уготовила стать главным героем франшизы, проведя на экране куда больше времени, чем все остальные герои. Его герой Реджи обретет свой особенный характер: верный друг, отчаянный мститель, при этом ужасно уязвимый. Да, а еще он – ловелас, каких свет ни видывал, но крайне невезучий в любви. Можно с уверенностью сказать, что именно Реджи «вытащил» на себе всю франшизу на протяжении следующих 20 лет… Кто бы мог подумать!..

«Фантазм» произвел фурор среди любителей ужастиков, номинировался на премию «Сатурн» как лучший фильм ужасов 1980 года, и впоследствии очень успешно продавался на видео. В итоге он заработал 12 миллионов долларов против мизерных 300 тысяч (!!) бюджета. Казалось, «Фантазму» было уготовано две возможности: остаться уникальным экспериментом, позволив Дону Коскарелли перейти к более масштабным голливудским проектам, или породить огромное количество сиквелов, по одному в год, с упрощением истории и превращением Верзилы в типичного киномонстра вроде Фредди Крюгера. Ни того, ни другого не произошло. Дон Коскарелли не стал режиссером новой волны Голливуда, а нового «Фантазма» пришлось ждать почти десять лет…

Страница фильма «Фантазм» в КЛУБ-КРИКе

<— Отзыв на «Фантазм 4»     Отзыв на «Фантазм 2» —>

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Похороны сейчас начнутся — отзыв на фильм «Фантазм» (Phantasm, 1979 г.)

Добавить комментарий

  

  

14 + = 15