Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Монстры в детской комнате» — экскурс в ночные кошмары

 

Автобиографический очерк о взрослении и «страшном» кино.

Картина концептуального фотографа Джошуа Хоффайна - маэстро детских страхов

У многих из нас в детстве в спальне обитали монстры. Они приходили по ночам, когда родители мирно спали, уверенные в полной безопасности своих чад. А тем временем злобные чудища вылезали из-под кровати, высовывались из шкафа или заглядывали в окно, лишая, нас, детишек, сна и поселяя кромешный ужас в юные беззащитные души. И пусть монстры существовали лишь в нашем воображении, они по-настоящему пугали и казались такими же реальными, как мама с папой. Но по мере нашего взросления, ночные чудовища безвозвратно уходили в небытие, поглощаемые накапливаемым жизненным опытом, который открывал нам истинные ужасы реальной жизни, с ее несправедливостью, подлостью, злом и насилием, творимыми людьми. И испарившиеся детские страхи стали для нас лишь забавными воспоминаниями, когда мы думали, что чудо-юдо во тьме – самый страшный кошмар, так как еще ничего не знали о жестокой действительности. Ночной монстр стал нашим первым уроком жизни, внутренней закалкой, развитием способности побеждать страх и панику, а значит бороться с реальными проблемами, сталкиваясь лицом к лицу совсем с другими страхами.

Кинг Конг

Моим первым полуночным чудищем стал Кинг Конг из одноименного фильма Джона Гиллермина 1976 года, который я посмотрел на большом экране в шестилетнем возрасте. По сути, эта лента стала моим первым увиденным фильмом ужасов, хотя сейчас картина Гиллермина воспринимает скорее как приключенческая фантастика, а не хоррор. Но в 1987 году гигантская горилла напугала меня до чёртиков и обеспечила несколько беспокойных ночей. Как только наступало время сна, и родители уходя гасили свет в комнате, я ясно видел огромную звериную морду в окне. Занавески волшебным образом исчезали, и во весь световой проем предо мной представала голова Его Величества Короля Обезьян, заставляя меня бояться и плакать. Родители успокаивали меня, говоря, что таких большущих горилл в природе не бывает, и это всего лишь кино. Но я-то знал, что стоит маме с папой уйти, и Кинг-Конг, которого не бывает, обязательно вернется! Он будет таращить на меня мерзкие и злобные глаза, а потом огромной лапой разобьет окно и вытащит меня на улицу, чтобы унести с собой! Я лежал, дрожа от страха и обреченно ждал, когда же чёртова обезьяна заберет меня…а потом наступало утро, и я обнаруживал, что все же уснул и проснулся живым и невредимым. А при свете дня Кинг Конг казался всего лишь безобидной фантазией.

Фредди Крюгер

Позднее, с появлением дома видеомагнитофона, у Конга  возникла серьезная конкуренция в виде куда более злых и стрёмных киношных страшилищ. Так моим вторым ночным монстром оказался жуткий дядька в полосатом свитере и ножами вместо пальцев на руке. Фредди Крюгер был куда круче какой-то там обезьяны, и его образ глубоко в душе пугает меня до сих пор. В череде страшных ночей Фредди выскакивал в моей комнате изо всех углов, ползал по потолку и забирался под одеяло! Этот монстр, в отличие от Кинг Конга, казался мне жутко-осязаемым и днем. И если в фильме Крюгер еженощно приходил во сне к нескольким подросткам, то в реальности некоторые мои детские товарищи также стабильно боялись Фредди, как и я. Помню, что Крюгера по времени я пугался куда дольше, нежели Кинг Конга, но вскоре и этот кошмар ушел под напором новых жутиков, стремившихся занять главное место в царстве моих кошмаров.

Джейсон Вурхиз

Третий монстр, заставивший меня лежать ночью с открытыми глазами, звался Джейсон Вурхиз. Этот безжалостный убийца в маске хоккейного вратаря стал моим последним юным потрясением, стиравшим в воображении границу между кино и реальностью. В школьные годы я посмотрел все вышедшие на тот момент части «Пятницы 13-й», включая «Джейсон отправляется в ад», и притягательное волшебство этой хоррор-франшизы заключалось в том, что я пугался каждой отсмотренной серии, но с нетерпением жаждал следующей! «Пятница 13-е» стала для меня не только главным путеводителем по миру киношного насилия, но и дала определенные представления о юношеских безбашенных развлечениях, на пике вхождения во взрослую жизнь. Показываемые во франшизе пикники на озере, тусовки и секс были не менее интересны, чем кровавые ужасы. Поэтому злоключения Джейсона не только формировали для меня образец фантастического серийного убийцы, но и олицетворяли молодежную развлекуху, пусть пошлую и не примерную для подражания, но такую, какая она есть на самом деле. Ведь первые половые связи, зачастую случайные и незащищенные, знакомство с алкоголем и наркотиками – это уже стычки с реальными опасностями за пределами детской комнаты, по-настоящему губительными монстрами, которые постоянно нас окружают и которым нельзя позволить разрушить нашу жизнь. Поэтому для меня «Пятница 13-е» — франшиза не только о похождениях неубиваемого зомби-маньяка, но и кино об опасных соблазнах, способных разрушить жизнь юноши/девушки куда реальнее монстра, выходящего из Хрустального Озера…

Сейчас, будучи взрослым человеком, бывает, что я плохо сплю из-за каких-то сложно решаемых жизненных проблем, которые неизбежно возникают время от времени, и уже давно не вижу ни Кинг Конга в окне, ни Фредди в шкафу, ни Джейсона на пороге комнаты. Но во мне по сей день живет память о страхах перед этими монстрами, которые я победил, которые сделали меня сильнее, которые помогли мне взрослеть. И мне приятно вспоминать о них, как о важной частичке моего детства, без которых, кто знает, мое восприятие мира могло бы быть совсем иным…

А какие монстры пугали вас в детстве? И, может быть, оказали влияние на формирование вашего мировоззрения?

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

14 комментариев «Монстры в детской комнате» — экскурс в ночные кошмары

  • MidnightMan

    Самому любопытно, кто стал первым монстром из ужастиков, который пугал наяву возле телика и перед сном, но точно помню, что где-то совсем в начале моей жизни был старина Фредди. Его образ вызывал страх тем, что он и в огромного червяка может превратиться, и во что хочешь и откуда хочешь вылезет. Неизвестность здорово пугает.
    Вторым был Фрэнк из «Восставший из ада» в виде монстра без кожи. Его фраза в самый экран из красной морды «Иди к дяде Фрэнку» оказывала мощный эффект. Сенобиты так не пугали, как эта сценка с Кёрсти в тёмном чердаке.
    Третьим монстром были чудища из «Зловещие мертвецы 2». Точнее весь фильм. Я тогда ни разу не смеялся, и кино казалось сверхжутким.
    И ещё был монстр… шкатулка из «Восставшего…». У меня чуть ли не фобия была к кубику-рубику после просмотра. Кадры с руками, которые исследуют её поверхность, потом все эти раскрытые стены, пар и моментальные крюки в самую кожу – неописуемая жуть. Потёр какую-то шкатулку и такое началось – непередаваемый детский ужас.
    Я все эти ужастики видел в лет пять-шесть-семь и эффект был самым колоссальным. Даже странно, как моя психика всё пережила 🙂 Ну а потом становился старше, пошли другие чудища и жутики, которые пугали, но уже далеко не так, как эти.
    Классный пост, столько вспомнилось из глубин детства благодаря ему 🙂

    • Первый просмотр «Зловещих мертвецов» у меня пришелся уже на старшие школьные года, 10-й или 11-й класс, поэтому я тот фильм уже высоко оценил с позиции классного черного юмора, ну а пугал он меня уже так, постольку-поскольку… А вот «Восставший из ада», первая и вторая часть, отсмотренные в сравнительно ранние школьные годы, они меня напугали не героями-монстрами, а своей из ряда вон выходящей иррациональностью, которую я просто не мог осознать, как-то принять. Тот же «Кошмар на улице Вязов» — тоже сюрреалистический хоррор по сути своей, но царство ужаса Фредди Крюгера очень отличается от адской атмосферы, в которой живут сенобиты. И для меня образ Ада в «Восставшем…» был в детстве чем-то крышесносящим 🙂

  • Роберт Виллэн

    Лично меня никогда не пугали монстры. Я родился рационалистом и имею стойкое неверие во всё сверхъестественное. Любовь к хоррору мне привил отец. Он часто их смотрел в 1990-е гг., когда я делал вид, что засыпал.

    • Андрей, а какой увиденный в детстве хоррор произвел по-настоящему сильное впечатление? Пусть даже не напугал, а просто врезался в душу и в память, и повлиял на дальнейшие предпочтения в жанре ужасов?

      • Роберт Виллэн

        В детстве в число самых любимых хорроров входили «Музей восковых фигур», «Посетители», «Урод в замке», «Нечто», «Извне» Дерана Сарафяна, «Металлический зверь».

  • У меня сходная история с той, что рассказал Алексей — первый «запомнившийся» хоррор-персонаж был скорее монстром-гуманоидом, чем человеком. И было это… только не смейтесь… чудище из «Аленького цветочка»! Это к вопросу о том, насколько хоррор глубоко проник в мифы и детские сказки — сплошные ведьмы, чудища и кошмары! 🙂 (вспоминается история, как фильм «Морозко» попал в прокат в США и получил самые негативные отзывы, потому что в фильме был «каннибал-педофил-трансвестит». Так они назвали Бабу-ягу в исполнении Миллера). В школьные годы пугал Фредди Крюгер, а вот Джейсон или «Зловещие мертвецы» как-то следа не оставили — наверное, потому что посмотрел их позже.

    Вот он, монстр из

    Интересно наблюдать, как начинает интересоваться ужастиками моя трехлетняя дочка. Причем с моей стороны не было никаких попыток «приучить» — ей было достаточно один раз посмотреть мультик про поросенка Пигли Винкса, который хотел вступить в «клуб страшилок», где все зверьки наряжались привидениями. Теперь она периодически просит «рассказать страшилку», надевает на голову полотенце или футболку, и грозно кричит: «Я привидение»! 🙂 Или разыгрывает сцену из Буратино — прячется и завывает: «Открой тайну, несчастный!..» Вот они, истоки хоррора!

  • Ugaday Kto

    А меня всегда пугали персонажи из «Музея восковых фигур» — особенно вампиры и оборотни (до сих пор когда слышу «Музей мадам Тюссо», мороз по коже пробирает, хотя там наверное только восковые Анджелины Джоли с Брэдами Питтами напасть могут). А еще меня пугал оборотень из «Американского оборотня в Лондоне» (не путать с парижским собратом) — даже не сам оборотень, а тот дядька, который в него превращался — отчетливо помню кадр, когда он открывает глаза, а они у него янтарно-желтые как у волка. И еще из нечасто упоминаемых — меня дико пугали огромные тараканы из «Мутантов» с Мирой Сорвино и их способность маскироваться под людей (очень условно маскироваться, кстати, но от этого они выглядели еще более жуткими).
    Ну и Фредди под кроватью я тоже опасалась — куда же без него :))И сенобитов из «Восставших из ада», и лангольеров, и Куджо — в общем, у меня в детстве не комната была, а просто лавка с кошмарами.
    P.S. А Джиперса Криперса я и сейчас побаиваюсь.
    Max’у Cady респект за неординарную тему. Дэвида Финчера, уже запоздало, но позд-рав-ляю с Днем Варенья (к теме не относится, но не могу не написать про него)!!!

    • А я вот угадал, кто это… 🙂 Добро пожаловать на сайт, Оксана, очень рад тебя здесь видеть, как зарегистрированного пользователя ! 🙂

      Кстати, да, «Мутанты» Гильермо дель Торро — действительно жуткий фильм и за счет мастерства режиссера, и за счет внешнего облика самих гигантских насекомых. Помню, когда я этот фильм посмотрел впервые, на следующий день мне было как-то не по себе при входе в метро 🙂

      Касаемо «Куджо» — экранизация режиссера Льюиса Тига конечно хороша, но истинный ужас я испытывал при чтении оригинального романа Стивена Кинга. В любом случае, после этой истории уже не смотришь на сенбернаров исключительно как на друзей человека 🙂

      • Ugaday Kto

        Вот ведь аналитические способности — тебе хоть в следствии работать — мигом вычислишь «кто убийца»! 🙂 Я ведь шифровалась как могла. Тема действительно необычная, так что воспользовалась моментом поделиться своими воспоминаниями. Кстати, полностью поддерживаю твое мнение по поводу «Куджо» (посмотрела уже после того, как прочитала) и Романа, который написал, что книги способны нагнать не меньше жути, чем самый изощренный фильм. Особенно, по моему мнению, в этом преуспел Стивен «Великий» Кинг — собственно, за это я его и ценю 🙂

  • Roman Rodov

    Да, наверное, у всех были свои кошмарики в детстве. Но у меня особые страхи вызывали не фильмы, а книги, ведь читать я стал очень рано, а литература, попадавшая в мои цепкие ручонки, была совершенно разная.
    И вот, в возрасте 8-9 лет мне попался сборник рассказов, с которого, пожалуй, и началось моё знакомство со Стивеном Кингом. «И пришёл бука» — Вот то произведение «Короля ужасов», которое мне не давало спать ночами и бояться тёмных шкафов! Помню, лежу я в кровати, уже темень и уже давно пора спать, но сон не идёт, ведь рядом старый скрипучий шкаф из которого в любой момент может вылезти страшный Бука.
    Да и многие создатели культовых фильмов ужасов черпали своё вдохновение прямиком из своих воспоминаний детства… Кто-то из них насмотревшись чёрно-белых киношкек 60ых годов в дальнейшем пугал зрителя своими «Зловещими мертвецами». Кто-то, начитавшись фантастических романов погружал зрителя в мир «Чужих» и лейтенанта Рипли. А кто-то, просто черпал своё вдохновение из реальной жизни, пугая всех ужасным образом Фредди Крюгера.

  • Какие интересные истории! А у меня детство как-то совсем без страшных монстров обошлось, даже вспомнить нечего на этот счет. Хотя… конечно, может это не совсем то, но будучи маленькой где-то наткнулась на «Молчание ягнят», увидела эпизод побега…ух, долго же распятый охранник перед глазами стоял, очень страшным момент оказался.

    • Думаю, посмотри я в раннем детстве «Молчание ягнят», доктора Лектора я бы потом боялся долго и стабильно 🙂 Хотя, многого из этого фильма я бы просто не понял в ранне-школьные годы. А в итоге получилось так, что с доктором Лектором я познакомился в 10-11 классе, изначально прочитав роман Томаса Харриса, а потом уже посмотрев фильм с Энтони Хопкинсом.

  • DarkCinephile DarkCinephile

    Ой, первым таким страшным монстром, наверное, был Фредди, совсем-совсем в детстве я даже боялся его смотреть, хотя желание постепенно перебарывало страх. Помню, много чего пугало из «Секретных материалов», вроде древних подземных людей, прячущихся од кроватью, или мистической куклы-убийцы. Никогда не забуду, как осле просмотра «Урода в замке» Стюарта Гордона я долго не мог заснуть, постоянно мерещилось это жуткое вопящее отродье, бррр (ИМХО, реально один из самых страшных чудищ, видимых мною на экране). Знаете, а ведь я до сих пор по ночам ужасы не смотрю, уж лучше спать крепче. Хотя, вот «Астрал» смотрел как раз перед сном и сердце в пятки ушло, но ночью ничего такого не снилось.)) А вот, например, «ЗЛО» все никак не могу сесть смотреть, время только поздно вечером находится, а рисковать я не хочу, боюсь, та жуткая пучеглазая девочка с кадра заберет у меня сон)))

    Что еще я помню… «После затащи меня в ад» не то, чтобы было жутко страшно, но несколько дней ночами испытывал дискомфорт… Ох, ничто так не пугает, как жуткие подкрадывающиеся тени неизвестных существ))

    • Никита, я «Астрал» смотрел сидя на первом ряду в кинотеатре, причем с максимально усиленным звуком. Так делают иногда, по крайней мере в Питере на некоторых фильмах, когда уровень децибел такой, что ты не слышишь, что тебе говорит сидящий рядом с тобой, а слышишь только звуковую дорожку фильма. Так моя бедная супруга потом сказала, что к концу уже готова была просто свихнуться от этого фильма 🙂 , а я ей на это ответил «Катя, ну офигенно же было, правда?» 🙂

      А «Урод в замке» и «Зло» у меня в очереди в моем длиннющем списке «К просмотру» 🙂

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

− 2 = 8