Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal Twitter ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Ингмар Бергман. Очерк жизни и творчества

 

В истории любого искусства не так уж много художников безусловно и повсеместно признанных гениями, особенно среди тех, кто не входил ни в какие группы и не принадлежал никакому направлению, а шёл своим путём. В литературе таковы Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, в кино – Робер Брессон, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Ален Рене и Ингмар Бергман.
Бергман родился в старинном городе Уппсала, церковном центре Швеции, 14 июля 1918 года. Его отец Эрик Бергман (1886 – 1970) был лютеранским священником, человеком довольно жестоким, хотя и не злым по своей природе. Со стороны матери Ингмар ощущал холодность и равнодушие, а потому был вынужден лавировать между двумя родителями, людьми с непростыми характерами. В отличие от старшего брата, он никогда не шёл на конфликт с отцом, предпочитая скрывать свои истинные помыслы и желания. Был довольно замкнутым, предпочитая жить в мечтах и выдавать мечты за реальность, что предопределило жизненный путь Бергмана – путь в искусстве. В юности ушёл из дома и стал вести самостоятельную жизнь. Получил блестящее классическое образование в Стокгольмском университете, на факультете литературы и искусства. Всю жизнь, начиная с детских лет, Бергман любил театр и именно его считал своим призванием. К кино же он обращался лишь тогда, когда не имел возможности воплотить свой замысел на сцене. «Театр – это верная жена, в то время как кино – увлекательная интрига с дорогой любовницей» — говорил Бергман. Помимо театра и кино, с юности и до самой смерти занимался литературной деятельностью, писал сценарии, пьесы, мемуары и иногда экранизировал написанное (например, один из самых известных фильмов Бергмана «Седьмая печать» является экранизацией его пьесы «Роспись по дереву», которая была написана для выпускного спектакля его курса в театральной школе в Мальмё).
В мемуарах Бергман писал, что ритм закладывается уже во время написания сценария. Возможно, именно поэтому сценарии к своим фильмам Бергман писал всегда сам, исключая те редкие случаи, когда его фильмы были экранизациями современной литературы («Жажда», «Девичий источник», «Благословенные»).
Кинотворчество Бергмана монолитно и неделимо, как у всякого художника, однако, при желании, всё же можно выделить тот круг тем и те направления мысли, в которых развивалось его творчество.
Первый и самый известный корпус его фильмов составляют религиозно-философские и философско-психологические работы, посвящённые месту человека в мире, его восприятию самого себя, других людей, Бога, смерти и поиск героем смысла и цели земного бытия. Таковы «Тюрьма» (1949), «Седьмая печать» (1956), «На пороге жизни» (1958), «Девичий источник» (1960), «Сквозь тёмное стекло» (1961), «Причастие» (1962), «Лицом к лицу» (1976), «Благословенные» (1985), «Частные беседы» (1996) (по сценарию Бергмана),
Второй, чуть менее известный, корпус бергмановских фильмов составляют психологические драмы, посвящённые человеку в его малом мире – семейном кругу и близких межличностных отношениях. Таковы «Травля» (1944) (по сценарию Бергмана), «Кризис» (1945), «Дождь над нашей любовью» (1946), «Женщины ждут» (1952), «Лето с Моникой» (1953), «Земляничная поляна» (1957), «Молчание» (1963), «Стимуляция» (1967) (документальная новелла о своём сыне Дэниэле), «Страсть» (1969), «Прикосновение» (1971), «Шёпоты и крики» (1972), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1982), «Лицо Карин» (1984) (документальный, о своей матери), «Благие намерения» (1992) (по сценарию Бергмана), «Воскресное дитя» (1992) (по сценарию Бергмана, реж. Дэниэл Бергман), «Неверная» (2000) (по сценарию Бергмана), «Сарабанда» (2003).
Третья часть работ Бергмана посвящена философскому осмыслению искусства, его отношению к жизни и влиянию жизни на искусство. Таковы «Музыка в темноте» (1947), «К радости» (1950), «Вечер шутов» (1953), «Лицо» (1958), «Персона» (1966), «Час волка» (1968), «Ритуал» (1969), «Волшебная флейта» (1975), «После репетиции» (1983), «Фигляр, шумящий на помосте» (1997).
Особняком стоят его работы, посвящённые анализу сложных общественно-значимых процессов – войны («Стыд» (1968)), нацизма («Змеиное яйцо» (1977)) и насилия («Из жизни марионеток» (1980)), а также его комедийное творчество («Урок любви» (1954), «Улыбки летней ночи» (1955), «Око дьявола» (1960), « Не говоря обо всех этих женщинах» (1964)) и шпионский фильм «Такого здесь не случалось» (1950).
Творчество Бергмана было увенчано огромным количеством международных наград, в том числе и очень редкими – «Пальмовой ветвью пальмовых ветвей» и призом экуменического жюри за вклад в киноискусство Каннского кинофестиваля, а также явилось источником вдохновения для многих очень разных режиссёров – Роберта Олтмана, Жан-Люка Годара, Андрея Тарковского, Вуди Аллена, Андрея Звягинцева.
Последние 40 лет жизни Бергман прожил на маленьком острове Форё, где и умер 30 июля 2007 года, в окружении родных и близких, и был похоронен на территории лютеранской церкви, рядом со своей пятой женой Ингрид Бергман (не путать с актрисой). В 2008 году, к 90-летию Бергмана, Сергей Юрский выпустил радиоспектакль по его пьесе «После репетиции», а Банк Швеции в 2014-2015 гг. планирует выпустить денежные знаки достоинством в 200 крон с портретом Ингмара Бергмана.

Конгениальный некролог

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Ингмар Бергман. Очерк жизни и творчества

Добавить комментарий

  

  

5 × 7 =