Ну, а это что такое, непонятное, чудное,
С восемью ногами, с восемью рогами?
Это бяка — закаляка кусачая,
Я сама ее из головы выдумала.
Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?
Я ее боюсь.
Наше восприятие во многом зависит от возраста. Думаю, если бы я посмотрела этот фильм еще в детстве, то мне бы стало очень страшно. Сейчас «Оно» кажется просто вполне увлекательной детской сказкой, не более того. Но если бы в детстве я бы точно испытала при просмотре чувство под названием «интригующее не по себе», то настоящее, накинув мне годков пятнадцать, позволяет видеть несколько глубже, чем раньше. А увидеть у нас, людей по всем статьям земных, означает — понять и поверить. И вот что я увидела.
«Оно», выражаясь книжным языком, стоит на трех китах. У него есть социальная, христианская и первобытно-мистическая составляющая. О них я сейчас и напишу, и вы увидите, какой сложной на самом деле оказывается поначалу простая история детей, сражающихся с монстром.
Кит первый, первобытно-мистический: Существо, терроризирующее городок, существо невероятно древнее. Поэтому, совершенно не удивительно, что Оно проявляет все признаки хтонической (подземной) твари — живет под землей, тесно связано с водой (олицетворением первородного хаоса), убивает, то есть требует для себя жертв. Причем, покушается только на детей. Ведь детям легче поверить в монстров, а подобные существа и выживают, в основном, за счет верующих.
Уж не знаю, думал ли об этом Кинг, когда писал роман. Скорее нет, чем да. И постановщик фильма вряд ли забивал себе голову подобной ерундой. Просто так получилось, ведь в каждом современном монстре часто проглядывают отголоски нашего прошлого.
Кит второй и кит третий, социальная и христианская составляющие: Объединены они были мной потому, что достаточно тесно связаны друг с другом. Мы живем в обществе, где духовные ценности, мораль и законы поведения, прописанные в Библии, еще принимаются во внимание. Без этих нравственных ценностей наше общество превратилось бы в общество равнодушных обывателей, как это и стало в фильме. Никто никому не был нужен, и всем было плевать друг на друга. Именно в таком раздробленном обществе и монстру появиться самое время.
Оно чаще всего принимало образ клоуна. И, я думаю, не потому, что под видом клоуна легче заманить к себе детей, и даже не потому, что многие малыши клоунов боятся. А по той простой причине, что клоун, шут либо петрушка в более позднем средневековом христианском понимании выступает как помощник дьявола или же сам дьявол.
Иными словами, мораль такова. Вы стали безразличными и разобщенными, чужое горе вас не касается. Вот в наказание дьявол и забирает ваших детей. А победить зло можно только всем вместе.
Да, все так, хотя зрителей чаще заботят собственные впечатления от фильма, чем его причинно-следственные составляющие.
А какими же были мои, как зрителя впечатления. Что ж, значит так: начали за здравие — интригующе, занимательно, местами смешно, местами жутко. Но главное, меня сумели заинтересовать, и я хотела досмотреть до конца. А вот конец получился как бы незавершенным, скомканным, урезанным. Тварь, которую весь отведенный хронометраж пытались убить, сжили со свету слишком просто. Ну, а затем все сразу быстренько стало на свои места. С одной стороны — имеется понятная, последовательная, логическая завершенность. Разве что не развернутость в конце слегка сбивает с общего положительного настроя. А так, вполне приличный телевизионный фильм ужасов, как для поклонников писателя, так и нет.
8 из 10
Спасибо за отзыв! А еще «Оно» — квинтэссенция коулрофобии (боязнь клоунов) 🙂
Да, отзыв хороший. Я давно на него внимание обратил на КП.
Отличный разбор фильма.